Яркие цифры из свежего исследования - его провело кадровое агентство "Юнити" - выпускники юрфаков надеются на оклад в 33 400 рублей, в то время как среднее предложение для них - 25 600, "пиарщики" и рекламщики ждут 36 300, а получают 31 400, бухгалтеры и экономисты - 35 800 против 33 800.
Главная проблема, по словам Алены Владимирской, основателя кадрового агентства Pruffi, заключается в том, что соискатель оценивает свои компетенции много выше, чем бизнес. "Я уже готовый маркетолог, - говорит выпускник, - и претендую на зарплату маркетолога". Компания же отвечает, что в лучшем случае он стажер. И предлагает соответствующий стажерский оклад.
"У студента складывается ощущение, что он выйдет из вуза полноценным специалистом с очень важными и нужными знаниями, - рассказывает Владимирская. - Бизнес отвечает, что его знаний недостаточно, и может предложить только "джуниорские" (от англ. Junior - младший) позиции".
Хотя поколению "игрек" свойственна чрезмерная амбициозность, дело вовсе не в ней (В конце концов, амбиции в глазах работодателя - плюс соискателя). Елена Шестопал, заведующая кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, говорит об одном очень важном факторе. "Вся и коммерческая, и общепотребительская реклама формирует у людей ожидания, что они должны получить все, и что они этого достойны. Особенно это сильно бьет по детям из семей ниже среднего уровня доходов. Они считают, что вместе с образованием получат пропуск в "совершенно волшебную" жизнь. А сталкиваются с тем, что они не востребованы".
Сама система высшего образования до недавнего времени формировала у них такие ожидания. Выпускник начала нулевых вправе был рассчитывать, что его зарплата будет в два-три раза выше той, что получает профессор, его обучающий. И даже несмотря на то, что сейчас это противоречие не столь очевидно, стереотип сохраняется. И мешает выпускнику смотреть в свое рабочее будущее объективно.
Есть еще одна важная проблема - отсутствие связи между бизнесом и вузами. "Работодатели должны понимать, что хорошо образованные и подготовленные люди стоят денег. И вкладывать деньги в их образование, - говорит Шестопал. - А выпускникам надо более грамотно искать место. И не надо изобретать велосипед: хорошо себя зарекомендовали ярмарки вакансий, всевозможные конференции, куда приходят работодатели, чтобы знакомиться с будущими выпускниками. К сожалению, сейчас мало компаний, которые организовывают практики, где мальчика или девочку берут на низкую должность. Иногда даже без зарплаты. Но на этой "практике" он доказывает свою способность к работе в конкретной организации".
Западные страны столкнулись с завышенными ожиданиями выпускников раньше. На третьем или четвертом курсе американский студент уже начинает контактировать с работодателями. Летом - подработки и волонтерство. В своей дипломной работе большинство студентов пишут о своем рабочем опыте. Как следствие - выпускник обманывается в своих ожиданиях реже.
В России же обманываются почти все. Исследование "Юнити" нашло одно исключение - в лице инженеров. Их ожидания даже занижены.
Специальность "инженер" вышла из моды в конце 80-х и все еще модной не стала. "Вспомните, как было престижно получить диплом экономиста или юриста, - рассказывает Шестопал. - Сейчас напекли этих юристов и экономистов столько, что некуда девать. А людей, которые имеют более узкие профессиональные навыки, как не было, так и нет".
"Чаще всего никто не задается вопросом, насколько будущая специальность востребована и что будет через пять лет, - подтверждает Алена Владимирская. - Поэтому у нас так много маркетологов, экономистов, госслужащих. Только экономике они не нужны. В отличие от инженеров - им работодатели готовы предлагать большие зарплаты, но брать все равно некого".
"Спрос на инженеров, людей рабочих специальностей, возник и потому, что начала "шевелиться" наша промышленность", - говорит Елена Шестопал.
Кривые ожиданий и предложений вряд ли найдут точку пересечения для всех профессий сразу. Дело и в психологии - все любят большие зарплаты. Зато сближение этих кривых - не утопия. Социологи заверяют, что сегодняшние студенты - поколение "зет", - которые выйдут на рынок труда совсем скоро, о реальности имеют куда более полное представление. И свои запросы, по крайней мере, первоначальные, формулируют скромнее.