01.12.2014 03:00
    Поделиться

    Франчайзинг набирает обороты

    Пусть и со скрипом, в России все же создаются и даже успешно развиваются франчайзинговые предприятия. Это и уличные закусочные вроде "Крошки картошки", популярные в народе магазины "Бельпостель", "Детский мир", "Спортмастер"…Они окружают нас повсюду.

    По данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), 66 процентов всех франшиз сейчас предлагают именно отечественные бренды, зарубежные же составляют всего 34 процентов. Активнее всего франчайзинг в России развивается в сфере розничной торговли, на эту отрасль приходится почти половина франшиз. На втором месте общественное питание, на третьем - бытовое обслуживание.

    Но предприятия, работающие в РФ на условиях франчайзинга, пока производят только 3,5 процента ВВП. Это примерно в три раза меньше, чем в США. При этом потенциал франчайзинга огромен, - считают в Российской ассоциации франчайзинга.

    - В условиях нынешней нестабильной экономической ситуации и не очень позитивного настроя бизнеса франчайзинг - очень эффективное направление развития предпринимательства. Основная его черта - способность быстро и без особого риска увеличивать число малых и средних предприятий, - уверена  член совета директоров Российской ассоциации франчайзинга Екатерина Сойак.

    По данным РАФ, из всех вновь образованных предприятий 85 процентов прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга, - только 14 процентов. В России действуют около 700 компаний, которые считают себя франчайзерами. Однако компаний старше пяти лет наберется не более 150-170, остальных же стоит относить к категории "молодые франшизы", а потому они находятся в зоне риска.

    - Если глобальных изменений в экономике не произойдет, то на наш рынок продолжат выходить западные франшизы, преимущественно из сферы общественного питания, - полагает Екатерина Сойак. - Последние геополитические события поспособствовали вхождению франшиз из таких стран, как Бразилия, Южная Корея, Арабские Эмираты, Турция. Также продолжится развитие региональных концепций, которые в последнее время набирают вес и развиваются на федеральном уровне. Продолжится и тенденция перевода оптовиков на более цивилизованный формат работы по франчайзингу.

    Президента Российской ассоциации франчайзинга Мераба Бен-Эла радует, что сегодня франчайзинг активно развивается не только в Москве и Московском регионе, но и в Тюменской области, Краснодарском крае, сибирских регионах. Важную роль в этом вопросе играет поддержка региональных властей. Эксперт уверен, что в нынешней экономической ситуации гораздо выгоднее купить франшизу, чем начинать новый бизнес-проект.

    Поделиться