Под честное слово
Загадочными иностранными словами "франшиза" и "франчайзинг" сегодня уже никого не удивишь. Даже в отдаленной алтайской глубинке появляются магазины известных сетей, открытые местными предпринимателями по франшизе.
- Для организации собственной филиальной сети предпринимателю понадобятся значительные средства и, как правило, больше двух-трех филиалов в год открыть не возможно, - отмечает эксперт консалтинговой компании "Эль-Консул" Кирилл Круглов. - При создании франчайзинговой сети ее владелец напротив - получает средства за открытие новых точек под своим брендом и количество этих точек практически не ограничено. Кроме того, он часть рисков по ведению бизнеса разделяет с покупателями франшизы. Особенно это актуально за пределами своего города, региона и страны. Ведь владелец бизнеса не знает конкурентную среду в других регионах, не знаком с законодательством других стран. Но все эти особенности знают местные бизнесмены, приобретающие франшизу.
Так, барнаульские создатели 3D-путеводителя Игорь Носов и Петр Григорян менее чем за три года реализации своего проекта продали франшизу в 70 городов России и пять стран.
- Мы ничего нового не придумали, просто взяли идею виртуального путеводителя, написали хорошую программу, разработали удобную структуру бизнеса и начали продвигать его по франшизе, - говорит Игорь Носов. - В России особых проблем не было, но когда мы вышли за пределы страны, возникли трудности с правовым регулированием франчайзинговых отношений на международном уровне. Мы заключили договоры с нашими иностранными партнерами, но не уверены, что они юридически сильны. Как правило, все договоренности держаться на "честном слове". При этом риски есть у обеих сторон.
Еще один молодой барнаульский бизнесмен Борис Родионов только начинает создавать франчайзинговую сеть, взяв за основу также уже известную идею "coffee to go" - продажи натурального кофе на вынос. За полгода он открыл три точки в крупных супермаркетах Барнаула и сейчас ведет переговоры о продаже франшизы в другие города и регионы.
- Но пока наша торговая марка находится в стадии регистрации и мы не спешим заключать договоры, - отмечает основатель сети кофеин. - Проблема в том, что развить франчайзинговую сеть, соблюдая все правовые нормы, меньше чем за два года не получиться, поскольку около полутора-двух лет уходит только на регистрацию торговой марки и оформление всех необходимых документов. Многие начинают продавать готовый бизнес, не дожидаясь регистрации бренда. Но это уже не франчайзинг. А некоторые вообще, пользуясь, юридической безграмотностью населения, продают "сырой" бизнес начинающим предпринимателям, собирают паушальный взнос, не заботясь о дальнейшей судьбе франчайзи. В результате через полгода-год из нескольких десятков приобретателей франшизы по ней работают единицы.
Поддержат в центре
Чтобы поддержать франчайзинговый бизнес, в регионах Сибири начали открывать специализированные центры. Такой центр франчайзинга уже действует в Новосибирском бизнес-инкубаторе и сейчас открывается в Алтайском крае.
- Наш центр нацелен только на "выращивание" потенциальных франчайзеров - поставщиков франшизы для начинающих предпринимателей, - подчеркивает руководитель Новосибирского бизнес-инкубатора Людмила Янковенко. - У нас уже есть резидент, который организует бизнес в сфере мобильных мини-кофеин и планирует продвигать его в виде франшизы. Но мы столкнулись с большим количеством препон по развитию этого бизнеса, как законодательного, так и организационного характера. Местные власти не разрешают ставить на улицах автокофейни, хотя при нынешних морозах это весьма актуально.
На Алтае в центре франчайзинга планируют поддерживать всех участников этого вида бизнеса. По словам менеджера Алтайского бизнес-инкубатора Марии Тишаковой, сейчас в качестве резидентов в инкубаторе работают четыре предпринимателя, которые развивают франчайзинговые сети.
- Но мы не отказываемся и от поддержки франчайзи, - отметила Мария Тишакова. - У нас есть резидент, который начинал свое дело, купив франшизу, а теперь, набравшись опыта, решил создать собственный бизнес.
Эксперт по бизнес-брокериджу Александр Беляев уверен, что многим начинающим предпринимателям не стоит пытаться "изобрести колесо", когда можно взять готовый бизнес и минимизировать свои риски.