Новости

02.12.2014 00:46
Рубрика: Экономика

Форматом не вышли

Стратегия развития торговли в РФ обошла стороной крупные сети
Если розничная торговля недостаточно развита, цель формирования комфортной среды для граждан вряд ли будет достигнута. А именно такая цель заявлена в качестве основной в "Стратегии развития торговли в РФ на 2014-2016 годы и на период до 2020 года", проект которой был недавно одобрен правительством. Добиваться этого предлагается "через развитие многоформатной инфраструктуры торговли посредством стимулирования роста любых форм предпринимательской активности и сбалансированного развития всех торговых форматов".

С таким посылом вряд ли станет спорить любой здравомыслящий человек. Однако уже через три абзаца мы видим прямой отход от "сбалансированного" подхода, поскольку читаем: "Стратегия подразумевает необходимость обеспечения постоянного роста количества хозяйствующих субъектов, занятых в сфере розничной торговли, прежде всего малых предприятий, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, как важнейшего элемента формирования конкурентной среды". И эта фраза уже вызывает вопросы.

Современный уровень развития розничной торговли во всем мире определяется долей розничных сетей в общем торговом обороте страны. В развитых экономиках эта доля колеблется в диапазоне 60-80%. В России же эта доля, по данным Росстата, за 2013 год едва пересекла границу 20%. А в 11 регионах она ниже даже этого смешного уровня.

Современный уровень развития розничной торговли во всем мире определяется долей розничных сетей в общем торговом обороте страны

Значит ли это, что стратегия действительно направлена не на развитие современных форматов сетевой торговли, повышение ее доли в общем обороте и сокращение тем самым количества субъектов хозяйственной деятельности, работающих зачастую в сером секторе, а совершенно в обратном направлении? Ведь тем самым будет консервироваться существующая ситуация, когда любой уважающий себя поставщик хочет попасть именно на полку сетей. Но, поскольку она составляет лишь пятую часть общей торговой полки страны, в этом "бутылочном горле" и возникают все конфликтные ситуации, которые так легко отражаются в демагогическом лозунге "сети убивают отечественных производителей".

Значит ли это, что стратегия входит в противоречие с ранее принятыми заявлениями правительства о необходимости сокращать долю торговли и услуг в общем количестве малого бизнеса? Ведь она сегодня и так превышает 60%.

Действительно ли авторы документа считают, что постоянный рост количества малых, микропредприятий и ИП будет формировать конкурентную среду? На самом деле межвидовой конкуренции быть не может. Малые предприятия могут состязаться лишь между собой, а не с сетевыми структурами. При этом именно высокий уровень конкуренции внутри самой сетевой торговли обеспечивает низкий уровень цен и широкий выбор товаров для потребителя.

Стратегия ставит драматический диагноз современному состоянию развития сетевой торговли, при котором на 75% населения страны (без двух столиц и городов-миллионников) приходится лишь пятая часть площадей торговых сетей. Но в качестве лечения предлагается "гомеопатия" - наращивание малого бизнеса для построения "многоформатной розничной торговли, когда производитель независимо от своего размера может воспользоваться разными возможностями сбыта". Но, по сути, это и есть описание существующей сегодня торговой среды, когда одновременно сосуществуют огромное количество разномастных торговых объектов. Однако именно это обилие и неструктурированность и являются главной причиной тяготения к сетям производителей и поставщиков. А сети в этих условиях просто вынуждены предлагать не "неблагоприятные" (как пишут авторы стратегии), а жесткие условия для входа на полку. И есть только один способ удовлетворить эту очевидную потребность поставщиков и производителей - последовательно наращивать долю розничных сетей, в том числе и через отмену дискриминирующего торговую отрасль антимонопольного порога в 25% вместо общепринятого 35%.

Разумеется, малому торговому бизнесу нужно облегчать условия входа в рынок, существования и развития. Однако он будет оставаться необходимым дополнением в виде специализированной и нишевой торговли либо как составная часть сетей в форме франчайзинга.

Пять лет назад был принят закон 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", основная цель которого заключалась не в том, чтобы заложить базис развития современной розничной торговли, а в удовлетворении требований (зачастую справедливых) производителей и поставщиков продовольственных товаров к сетевому ретейлу. Сегодня представлен проект документа, где предлагается развитие прежде всего малых форматов, что "требует минимум инвестиций и капитальных затрат для начала торговли" и "дает возможность мобилизовать данные каналы сбыта в самые сжатые сроки". Как признают авторы, это "крайне важно, особенно в текущей экономической ситуации". Получается, что снова вместо настоящего выбора стратегического направления развития современной и эффективной торговой отрасли нам предлагается способ решения тактической задачи сегодняшнего дня.

На 20 страницах документа изложено немало интересной информации о состоянии отрасли. Однако практически нет места анализу мировых трендов развития торговли и соответствующих ориентиров для стратегического развития российского ретейла. У нашей торговли сегодня есть уникальное преимущество. В отличие от большей части своих восточноевропейских и некоторых западноевропейских соседей большинство крупных (федеральных) и практически все средние (региональные) сети принадлежат не ведущим иностранным игрокам, а отечественным предпринимателям (доля иностранных сетей в общем обороте примерно 5%). Именно этот активно растущий российский сетевой ретейл, а не малые форматы будет определять лицо будущей торговли России.

Экономика Бизнес Малый бизнес