Лицензии на оказание услуг будут действовать на территории всего ЕАЭС

С 1 января 2015 года Евразийский экономический союз (ЕАЭС) начнет свою жизнь. Строить бизнес российским предпринимателям придется уже с учетом новых экономических связей. Тому, что изменится в жизни предпринимателей, были посвящены форум "Евразийская экономическая интеграция: достижения и проблемы" в Казани и телемост "Москва - Астана".

"Очень многие интеграционные проблемы удалось решить с помощью Таможенного союза (ТС), - сказал в своем выступлении на казанском форуме глава Россотрудничества Константин Косачев. - ЕАЭС - это следующая ступень интеграции. Пространство союза занимает пятое место в мире по запасам газа, шестое - по ВВП, восьмое - по населению. Его недра содержат 15% мировых запасов нефти. Речь идет о создании нового, совершенно открытого пространства, преимуществами которого смогут воспользоваться все без исключения физические и юридические лица наших стран".

По словам Косачева, интеграционный эффект от Таможенного союза оценивается в 17-20% прироста за 10 лет. Это около 700 млрд долл. Уже сейчас взаимный экспорт товаров в 2013 году по сравнению с 2000 годом в текущих ценах вырос на 471%, то есть почти в пять раз. За время функционирования ТС доля сырьевых ресурсов во взаимной торговле снизилась с 40 до 33%. Курс на реиндустриализацию, на модернизацию - вот цель стран, которые создают ЕАЭС.

Интеграционный эффект от Таможенного союза оценивается в 17-20% прироста за 10 лет. Это около 700 млрд долл

Министр по экономике и финансовой политике, член коллегии Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов в своем докладе остановился на тех изменениях, которые ждут наши страны в связи со вступлением в силу договора о создании ЕАЭС.

В странах ЕАЭС 50% ВВП и более - это стоимость услуг. По всем без исключения видам услуг фиксируется национальный режим, то есть госорганы обязаны будут рассматривать услуги стран союза как свои, не может быть каких-то дискриминационных требований. В отдельных секторах устанавливается единый рынок услуг. Прежде всего это возможность реализации всего комплекса услуг без необходимости регистрации юридического лица на территории той или иной страны. То есть услуги можно реализовывать либо дистанционно, либо через филиал. Если услуга подлежит лицензированию, то лицензия, полученная в своей стране, будет признаваться во всех странах союза. К таким секторам относятся: бухгалтерские услуги, консультационные услуги, услуги по обработке данных, услуги по налогообложению и, что крайне важно, услуги в строительном секторе. Пока последнее распространяется на Белоруссию и Россию.

Также будут устранены те изъятия, которые у нас объективно существовали по товарам. Сейчас есть ограничения по рынку лекарственных средств, медицинских изделий. Это чувствительные рынки, у них очень детальное и сложное регулирование на национальном уровне. Единый рынок заработает до 2016 года.

В договоре впервые зафиксирована обязанность координировать акцизную политику по табачной и алкогольной продукции. Акциз - это налог прямого действия для потребителя, и если он в одной стране высокий, а в другой низкий, то это является стимулом для недобросовестных поставщиков. Этот недочет должен быть устранен, отметил Сулейменов.

"Общий финансовый рынок - крайне перспективное направление, потому что мы во многом зависим здесь от западных стран, и наши партнеры на Востоке не могут пока заменить западный капитал, поэтому нам в любом случае необходимо искать внутренние ресурсы. Они у нас имеются. На территории союза функционирует около 1000 банков с совокупным капиталом 250 млрд долл., а совокупные активы составляют более 2 трлн долл. Объем фондового рынка - более 1 трлн долл. Крайне важным показателем является помимо взаимной торговли уровень взаимных инвестиций. Совокупные взаимные инвестиции с 2012 по 2013 год выросли на 14%", - рассказал он.

Евразийская комиссия совместно с центробанками стран ЕАЭС подготовила план, где прописано, каким образом будут гармонизироваться законодательства, чтобы все требования были общими.

В частности, прописан единый режим налогообложения. Государства не могут применять дискриминационные нормы в налоговой политике к производителям и товарам стран-партнеров. Освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость передвижение основных средств, товарно-материальных ценностей между юридическим лицом и его филиалом в странах союза.