01.12.2014 21:50
    Поделиться

    Процесс изменения налоговых правил может быть усложнен

    Бизнес хочет усложнить процедуру изменения налоговых правил
    Российские предприниматели хотели бы затруднить процесс принятия новых налогов или изменения старых. Они предлагают наделить отечественный Налоговый кодекс статусом федерального конституционного закона. Если предложение бизнес-сообщества будет реализовано, то это существенно усложнит принятие новых налоговых поправок.

    Кстати, по мнению главы РСПП Александра Шохина, повышать фискальную нагрузку сейчас нельзя. "И если вводится тот или иной новый платеж или налог, надо думать, где дать послабление бизнесу", - считает он.

    Ежегодно в Налоговый кодекс (НК) принималось порядка 25-28 изменений, однако они в целом не носили фундаментального характера для бизнеса. Завершающийся 2014 год побил в этом отношении все рекорды, так как НК был серьезнейшим образом дополнен и видоизменен, и у бизнеса появился целый набор новых обязанностей. "Процедура принятия подобных изменений, на наш взгляд, нуждается в существенной корректировке", - заявил президент ТПП Сергей Катырин на X Всероссийском налоговом форуме, прошедшем на прошлой неделе в Москве.

    По словам Катырина, в 2014 году отдельные налоговые решения можно было спрогнозировать загодя, но ряд поправок стал для бизнеса полной неожиданностью, а темп их принятия не позволил без спешки обсудить все подводные камни и экономические последствия. Поэтому ТПП предлагает исключить практику, когда ко второму чтению налоговых проектов вносятся поправки, радикально меняющие их первоначальную концепцию.

    Ключевые для бизнеса поправки должны проходить оценку регулирующего воздействия, считают предприниматели. Сейчас это делается по правительственным поправкам. В ТПП полагают, что эту процедуру надо распространить на депутатские поправки. Там также хотят придать НК статус федерального конституционного закона, что будет означать более сложную процедуру принятия поправок - двумя третями голосов от общего числа депутатов Госдумы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. "Сейчас мы дорабатываем рекомендации, содержащие эти предложения, для направления их в компетентные органы государственной власти. Реализация наших предложений необходима бизнесу для более плавного планирования своей деятельности", - рассказал "РГ" замдиректора юридического департамента ТПП Дмитрий Фадеев.

    Предприниматели предлагают придать Налоговому кодексу статус федерального конституционного закона

    И если бизнес и напрягает высокая скорость принятия новых поправок, то на качество налогового администрирования со стороны ФНС ему жаловаться нельзя. В этом году налоговое ведомство кардинально изменило подходы к организации контрольной работы, которая теперь основывается на экономическом анализе налогоплательщиков и риск-ориентированном подходе. При этом вся работа максимально автоматизирована.

    Новая стратегия контрольной работы уже доказала свою эффективность, рассказал глава ФНС Михаил Мишустин. Количество выездных налоговых проверок снижено с 76 тысяч в 2010 году до 41 тысячи в 2013 году, или более чем в 1,8 раза. А за 9 месяцев 2014 года количество проверок сократилось еще на 4 тысячи относительно 9 месяцев 2013 года, или на 13 процентов.

    Если раньше ФНС проверяла каждого десятого налогоплательщика, то теперь лишь 9 налогоплательщиков из 1000, а среди индивидуальных предпринимателей этот показатель ниже еще в шесть раз. По словам Мишустина, ФНС будет и дальше поддерживать невысокий процент охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками. "Считаю это важным достижением, которое выгодно и налоговым органам и налогоплательщикам - мы не отвлекаем наши собственные ресурсы на проведение трудоемких контрольных мероприятий и не мешаем работать бизнесу, снижая для него административную нагрузку", - подчеркнул Мишустин.

    Об улучшении качества проводимых проверок говорит и статистика снижения количества налоговых споров. Так, за 4 последних года количество судебных споров снизилось в полтора раза, при этом почти 80 процентов сумм требований рассмотрено судами в пользу бюджета (а в 2010 году этот показатель был равен лишь 44 процентам).

    Поделиться