Самое главное в этом проекте документа - иностранного владельца оружия уравняют в правах с российским охотником или спортсменом. В принципе, к нему будут предъявлять те же требования, что и к нашему перевозчику стволов. Да, необходимо доказать законность оружия, предъявить приглашение организации или договор об оказании услуг в сфере охоты, спорта или культуры. И соблюсти все российские правила по хранению и транспортировке оружия и патронов.
Раньше требовались многочисленные, дорогостоящие и нередко бессмысленные таможенные процедуры. Чего стоила, например, экспертиза по подтверждению сертификации той или иной модели, даже отстрел на полицейском стенде, чтобы получить образец боеприпаса для пулегильзотеки. Что, иностранца заведомо подозревали в подготовке убийства, чтобы потом проще было доказать выстрел именно из этого ствола? Гостям такие ограничения казались, мягко говоря, нецивилизованными. Почему на африканское сафари можно приехать с собственным "слонобоем", а на медведя в сибирскую тайгу нельзя?
В общем, проще было одолжить оружие у принимающей стороны. А это, разумеется, нравилось далеко не всем. Из чужой "пушки" можно пострелять из любопытства, для сравнения. Но идти на опасного зверя или участвовать в серьезных соревнованиях всегда предпочтительнее с собственным, проверенным, подогнанным под себя оружием. Поэтому иностранцы неохотно приезжали на русскую охоту, на клубные товарищеские стрелковые состязания. Теперь же на границе таможенники поверят предъявленным иностранным сертификатам. И вполне удовлетворятся договорами приезжих с российскими юридическими лицами о перевозке оружия и патронов гостей. Вот полиция уже и должна проследить на месте, чтобы все это стреляющее железо правильно и, главное, безопасно хранилось, перевозилось и использовалось. То есть должны быть запирающиеся сейфы или изолированные ружейные комнаты, исключающие доступ к оружию посторонних. Опять же, все эти сейфы и сейфовые шкафы должны соответствовать классам устойчивости к взлому, установленным государственными стандартами.
Но помимо охотников и спортсменов такое таможенное и лицензионное "облегчение" получат и организаторы всевозможных исторических и оружейных выставок, коллекционеры и даже продавцы и покупатели стреляющих и клинковых раритетов. Отныне достаточно будет перечня ввозимого оружия, подтверждения его законности и, если надо, приглашения принимающей стороны, например, музея.
Полицейские эксперты подтвердили корреспонденту "РГ", что количество преступлений, совершенных с применением такого иностранного, привезенного туристами или спортсменами оружия ничтожно мало. Так, наши собеседники не сумели вспомнить ни одного подобного случая за последние три года. А вот ужесточать контроль за оборотом травматического оружия, по их мнению, необходимо. Причем у полиции есть претензии даже не столько к владельцам травматического оружия, а к его производителям. Нам намекнули, что, возможно, будет подготовлен документ, запрещающий изготовителям использовать, например, оружейную сталь.
Уж очень легко, по мнению экспертов, криминальные умельцы превращают травматические и газовые пистолеты в боевые. В том же "макарыче" стоит заменить всего ничего - и вот вам вполне боевая машинка, даже калибр менять не надо. По мнению экспертов, следует исключить саму возможность применения боевого патрона - пистолет должен рассыпаться от более мощного выстрела. Пока известен лишь один вид травматического оружия, который не переделывается в принципе, - пистолеты типа "Оса". Ни под один существующий в мире патрон и даже калибр они не подходят, да и механизм абсолютно иной, чем в "нормальных" пистолетах. У них нет даже ствола, а выстрел инициируется не ударом бойка по капсюлю, а электрической искрой. Главное, чтобы владелец правильно его хранил и применял только для самообороны.