Рост наблюдается по налогу на прибыль организаций и НДС. Они выросли с начала года на 15% и 16% соответственно.
Глава ФНС сообщил, что при этом сокращается число налоговых проверок и споров с бизнесом. "Мы приходим к тому, что добросовестный предприниматель получает преференцию в виде отсутствия проверок и наоборот, тот кто не платит налоги проверяется чаще", - заявил Мишустин. За последние три года количество проверок сократилось вдвое, с 76 тысяч в 2010 году до 41 тысячи в 2013.
ФНС уходит все дальше от выездных налоговых проверок и переходит к "кабинетной" аналитической работе с данными. На это направлен риск-анализ, который позволяет выявить проблемные организации, не выполняющие свои обязательства перед бюджетом. Продолжением такого подхода должен стать и горизонтальный мониторинг, который позволяет компании постоянно находиться на связи с налоговым органом. Сергей Катырин, глава Торгово-промышленной палаты, предлагает пойти дальше - ввести в законодательство практику предварительного налогового разъяснения, которая распространена в Европе. Суть в том, что компания перед заключением контракта может обратиться в ФНС и узнать, какие налоговые последствия повлечет заключение договора. Наиболее востребована эта практика будет при применении норм трансфертного ценообразования.
Несмотря на сложные экономические условия, Сергей Катырин предостерег от сворачивания мер налоговой поддержки бизнеса. Он предложил не отказываться от идеи введения инвестиционной налоговой льготы, а также рассмотреть возможность установления льготы по налогу на прибыль для инвестиционных объектов, а также льготы спецрежимникам, которые используют имущество для основного вида деятельности.
Налоговые изменения для малого и среднего бизнеса весь 2014 год были в центре внимания. "Первое коренное изменение коснулось компаний, выбравших системой налогообложения УСН. Изначально предполагалось, что плательщики этого налога перечисляют в казну фиксированный налог и освобождаются от всех других. С 2015 года они становятся плательщиками налога на имущество организаций по кадастровой стоимости, - рассказывает эксперт по спецрежимам Илья Жуков. - Еще одной тенденцией является борьба с дроблением бизнеса. Так, минэкономразвития предлагает в 10 раз уменьшить порог признания компании субъектом малого бизнеса. Если это произойдет, компании с доходом выше обозначенного порога лишатся льгот и преференций, в том числе права применять спецрежимы".
Предложение минэкономразвития направлено против дробления бизнеса, которое является самым распространенным способом ухода от налогообложения. Но, возможно, инициатива минэкономразвития и не пригодится. Президент РФ 29 ноября подписал законопроект о торговых сборах. Этот платеж направлен на ликвидацию сокращения налоговых платежей путем дробления, так как размер сбора привязан к площади торгового объекта. После многочисленных обсуждений и дебатов закон существенно изменил свое содержание. Так, из 22 видов деятельности в нем осталось только 4. Сбором будет облагаться торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций); через объекты нестационарной торговой сети; через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы; осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Эксперты говорят, что законодатели поскромничали, список можно было расширить. К примеру, если речь шла о том, чтобы обложить сбором торговый сектор, то из списка видов деятельности выпала дистанционная и интернет-торговля, отмечает Наталья Коваленко, эксперт департамента предпринимательства и услуг ТПП. Предприниматели, занимающиеся именно этими видами деятельности, конечно, могут порадоваться. Но с точки зрения честной конкуренции это неправильно. Так как у ведущих дистанционную торговлю предпринимателей традиционно и так расходы на организацию дела меньше.
Ранее говорилось, что бизнес, который добросовестно исполняет свои обязанности, от уплаты нового сбора не пострадает. Но реализация этого принципа оставалась неясной. В принятом документе предусмотрены ограничения максимальных ставок. Эти значения могут зависеть от нескольких различных показателей: от стоимости патента для розничной торговли (ставка сбора не может превышать стоимости патента, выданного на три месяца); от вида торговли (например, ставка сбора по деятельности по организации розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв.м площади розничного рынка); от площади торгового объекта (ставка сбора для стационарного магазина с площадью зала более 50 кв. м должна устанавливаться на 1 кв. м и не может превышать расчетную сумму налога "по патенту" для розничной торговли, выданного на три месяца и деленную на 50). Мосгордума 19 ноября приняла проект закона с изменениями в статью 1 Закона города Москвы от 31 октября 2012 года N 53 "О патентной системе налогообложения", чем существенно повысила стоимость патентов для предпринимателей.
Сбор уплачивается не вместе с налогами, а вместо. Для разных налоговых систем установлен свой приоритет. Так торговый сбор освобождает компанию от уплаты "вмененного" налога и сельскохозяйственного. "При патентной системе налогообложения напротив не платится сбор, а платится патент", - говорит Наталья Коваленко.