Проблемы юридического сопровождения тормозят продвижение российских франшиз за рубеж

Когда франчайзинговые сети переходят границы стран и континентов они неминуемо сталкиваются с проблемами юридического оформления бизнеса в соответствии с нормами международного права. Как российские франчайзеры решают эти проблемы рассказала руководитель департамента франчайзинга "НА ВСЕ 360°" Наталья Чибрикова.

- Когда создатели проекта "НА ВСЕ 360°" Игорь Носов и Петр Григорян в 2011 году решили сделать 3D-путеводитель по родному Барнаулу, они, наверное, и не мечтали, что уже через три года эта бизнес-модель будет работать в более чем 70 городах шести стран. И уж тем более они тогда не думали о том, как правильно оформить договор франшизы в Эстонии, Чехии или Казахастане - по нормам российского права или местного.

Дело в том, что юридическая сторона международного права в сфере франчайзинга до сих пор достаточно слабо проработана. К тому же на регистрацию торговой марки у нас в стране уходят годы. Как правило, от полутора до двух лет. Пока мы продвигали франшизу "НА ВСЕ 360°" в России особых проблем не было, но когда вышли за пределы страны, возникли трудности с правовым регулированием франчайзинговых отношений на международном уровне. Нам приходилось заключать с нашими иностранными партнерами простые двусторонние договоры. При этом мы не были вполне уверены, что они юридически сильны в рамках международного права. Хотя понимали, что риски в данном случае есть у обеих сторон: и у франчайзера и у франчайзи.

Мы привыкли, что Россия страна не договоров, а договоренностей и хорошие взаимоотношения между партнерами у нас зачастую больше ценятся, чем юридические оформленные отношения. Хорошо, что зарубежные партнеры пошли нам навстречу в юридических вопросах. И в нашем проекте, где каждый новый участник дополняет его новыми виртуальными возможностями, до сих пор никаких спорных моментов не возникало.