Полиция не будет закупать сканеры мобильных устройств

Информация в СМИ о закупке региональными управлениями специальной аппаратуры, которая якобы "снимает" с любого мобильного носителя все разговоры, переписку и снимки, оказалась преувеличенной. В прессе сообщалось, что таким образом с "айпада" или "айфона", взятого у преступника или у его жертвы, можно проследить не только все его общение в с самыми разными людьми, но и даже маршрут передвижения. Прошло сообщение, что уральская полиция закупает именно такую специальную технику аж на 2 миллиона рублей. Зачем?

Эксперты спецслужб и правоохранительных органов, к которым обратился за комментарием корреспондент "Российской газеты", очень удивились такому вопросу.

- А в чем, собственно, проблема? Чтобы выяснить все звонки и переписку "клиента", увидеть его снимки и даже маршрут или хаотичную динамику передвижения, надо всего лишь обратиться к его оператору мобильной связи - и будет полная, детальная распечатка. До сих пор нам в таких просьбах никто из "связистов" не отказывал, - сказали наши собеседники.

И это действительно так - закон особо оговаривает обязанность операторов связи сотрудничать с правоохранительными органами. В любых вопросах.

Понятно, что подобные "просьбы" полиции, Следственного комитета и других спецслужб должны в обязательном порядке сопровождаться решениями суда и прокуратуры. Хорошо известны судебные процессы, когда на долгие сроки оказались за решеткой очень высокопоставленные генералы за незаконную слежку и прослушку - их об этой "услуге" попросили конкуренты.

А генералы поручили такую несложную работу своим подчиненным.

Но даже для этого специальной техники не требуется. Другое дело, если надо доказать, что мобильный телефон или любой другой аппарат, найденный у преступника, действительно принадлежал другому человеку. Скажем, поймали полицейские "гопника", у которого в карманах или сумке пять мобильников. А он утверждает, что все их либо сам купил, либо нашел.

Ну, допустим, лично его вину доказать не очень сложно. Но как выявить настоящего владельца конкретного телефона? Ведь бывает и так, что на один аппарат претендуют два, а то и три человека. Причем они вполне могут искренне заблуждаться - умелый вор-карманник способен одновременно обокрасть в одном месте, например, в давке в метро, сразу нескольких человек. И тут уже никакая съемка информации с мобильного носителя следствию не поможет - все данные будут совершенно одинаковы.

Зато вполне могут пригодиться биологические следы, снятые с телефона или другого прибора. Эксперты намекают, что банальное стирание носовым платком отпечатков пальцев уже не спасет - так или иначе, эксперты вполне сумеют точно определить, кто держал эту "машинку" в руках час или сутки назад. Или прислонял к уху.

Мало кто знает, но по отпечатку уха, как и пальцев, можно идентифицировать конкретного человека. Оказывается, рисунок капилляров этих органов присущ только конкретным людям. И для такого анализа вовсе не надо закупать дорогостоящую аппаратуру.