По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2014 год, россияне пьют в два с половиной раза больше спиртного, чем в среднем по миру. В России на человека приходится 15,1 литра чистого спирта в год - таким образом, наша страна заняла четвертое место по потреблению алкоголя после Белоруссии, Молдавии и Литвы. По данным Роспотребнадзора, в России около 5 млн подростков в возрасте от 11 до 18 лет регулярно употребляют спиртное.
Несмотря на то, что по данным Росстата потребление алкоголя в последние годы сокращается, в РФ от отравления алкогольной продукцией и от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, умирает почти 100 тыс. чел. в год. Россия входит в число десяти стран мира с наибольшим потреблением алкоголя. Предусматривается, что к 2020 году будет снижен уровень потребления алкогольной продукции на душу населения на 55% по сравнению с 2010 годом, а также будут созданы условия для дальнейшего постоянного снижения потребления спиртного. К числу мер по реализации госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и по профилактике алкоголизма среди населения правительством РФ отнесены снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени. Законопроектом предлагается ввести дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции в торговых залах и магазинах.
По словам одного из авторов законопроекта Ярослава Нилова, "алкоголь является раздражителем головного мозга. Покупатель приходит за хлебом, видит водку и покупает ее. Также в магазинах бывают дети, они привыкают видеть алкоголь среди продуктов питания и вырабатывают определенное лояльное отношение к этой продукции".
"В первую очередь мы это делаем, чтобы проявить заботу о наших гражданах. Это не затрудняет для граждан покупку алкоголя для различных мероприятий, но и не наводит прогуливающуюся вечером молодежь, студентов, школьников на мысли о сопровождении своего вечера алкогольной продукцией", - отмечает другой парламентарий, Игорь Лебедев.
Инициатива депутатов нашла поддержку у главы Минздрава России Вероники Скворцовой. По ее мнению, запрет на выкладку алкоголя в магазинах может сыграть нужную роль для тех, кто только начал употреблять алкоголь, у кого еще не сформировалось отношение к нему. Для тех, кто употребляет его регулярно, это не сыграет существенной роли.
"Сама по себе это хорошая идея, но лучше тогда вывести весь алкоголь в специализированные магазины", - говорит главный нарколог минздрава Евгений Брюн. По мнению специалиста, меньше пить люди не будут, но разучатся выбирать качественные разнообразные напитки и будут просить у продавцов тривиальную водку.
"Спрос рождает предложение, - говорит психолог Александр Федорович. - Если мы где-то что-то запрещаем, то где-то что-то начинает появляться. Был "сухой закон", алкоголем стали торговать таксисты. Уберем витрины, они расцветут в Интернете".
У многих экспертов, однако, предложение депутатов вызвало недоумение. "Это можно сделать в сельском магазине, в магазинчике у дома, - говорит руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. - Но в хорошем магазине алкогольная продукция занимает ряда четыре, по крайней мере вина - несколько тысяч наименований. Как сделать незаметными для покупателя несколько тысяч образцов, я не представляю. Ограничительные и запретительные меры скомпрометировали себя во всех странах мира. Ни одна такая мера не привела к позитивному результату. За последние 40 лет алкоголизация в Финляндии, которую постоянно приводят в пример везде и всюду, как и Швецию, среди мужчин выросла в два раза, а среди женщин - в шесть раз. При этом у них действует и госмонополия на торговлю алкоголем, и ограничения по времени его продаж. Тем не менее растет алкоголизация".
По словам Вадима Дробиза, сейчас в России действуют 240-250 тысяч магазинов, которые торгуют спиртным. Из них около 180 тысяч точек во дворах, в шаговой доступности. Это небольшие магазины, которые не смогут открыть специализированные отделы, а значит, им придется отказаться от торговли алкоголем либо закрыться. Понятно, что из маленьких магазинов поток покупателей устремится в крупные супермаркеты, и выгоду от этого получат ретейлеры, которые в этом и заинтересованы.
"Мы к этому относимся отрицательно, как раз наоборот, чем больше потребитель будет знать о вине или другом напитке, тем уровень алкоголизации будет ниже, - считает сомелье Виктория Мустяца. - В такой ситуации эта инициатива законодателей тем более непонятна, потому что мы полностью лишаем информации потребителя".