Минэнерго: Число авто на газу в ближайшее время вырастет в 25 раз

С октября регионы начали получать государственные субсидии на закупку автобусов и коммунальной техники на газомоторном топливе (ГМТ). Эта мера призвана поддержать как автомобильную промышленность в целом, так и крупнейших российских производителей коммерческого автотранспорта в частности. До конца 2014 года планируется выделить регионам 3,77 млрд руб., что покроет около 30% от стоимости автобусов и коммунальной техники, работающей на газомоторном топливе. Как считают эксперты, помочь регионам снизить нагрузку на свои бюджеты при переходе транспорта на газомоторное топливо могут не только субсидии от государства, но и лизинг.

По разным оценкам, сегодня общий объем парка автомобилей в России составляет 50,5 млн единиц. Из них больше половины - старше 10 лет и только 103 тыс. используют компримированный природный газ (метан). Объем потребления газа в качестве моторного топлива составляет 0,2% от общего количества потребляемого моторного топлива в стране. Госпрограммы по обновлению парка автомобильной техники за счет экологически чистых машин, работающих на ГМТ, реализуются на федеральном уровне с 2012 года. За этот период в разные регионы страны было поставлено более 600 новых экологически чистых автобусов. Кроме того, средства, выделяемые регионам на приобретение газомоторного транспорта, направлялись и на субсидирование авансовых платежей в лизинговых сделках. "Это позволило не только частично компенсировать стоимость транспортного средства на ГМТ, но и существенно обновить парк транспортных средств за счет увеличения количества приобретаемой техники", - рассказала вице-президент "Сбербанк Лизинг" Маргарита Тюрленева.

Сегодня задача по обновлению автопарка приобретает особую актуальность, поскольку некоторые регионы России уже начали подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. В том числе начали обновление парков автобусов и техники ЖКХ, до 40% которого в части регионов фактически выведено из эксплуатации. При этом собственных средств на такую замену у регионов недостаточно. По мнению Маргариты Тюрленевой, снизить единовременную нагрузку на бюджет в среднем в 3-5 раз поможет использование лизинговых схем, которые целесообразно применять не только в проектах приобретения транспорта, но и в инфраструктурных проектах. Речь идет, в частности, о строительстве автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), приобретении передвижных автомобильных газовых заправщиков, модулей хранения компримированного природного газа, мобильных компрессорных блоков и т.д. "Кроме того, это дополнительная возможность получения инструмента ускоренного обновления основных фондов", - добавила эксперт.

В последнее время при реализации госпрограммы перевода транспортных средств на газомоторное топливо было заключено несколько крупных контрактов между транспортными предприятиями и лизинговыми компаниями. По одному из них, в частности, в лизинг приобретаются 220 автобусов ПАЗ с газобаллонным оборудованием. И перспективы здесь огромные, т.к. потребности регионов в технике на ГМТ намного выше. Например, только в ЦФО для обновления автопарка требуется порядка 6 тыс. автобусов с газобаллонным оборудованием и около 4 тыс. единиц техники ЖКХ. Ненамного отстают в своих потребностях и ПФО (4 тыс. автобусов и 4 тыс. техники ЖКХ), и СФО (2 тыс. и 4 тыс. соответственно).

Лизинговые компании заключают и соглашения между собой. Так, по одному из них стороны договорились о необходимости расширения использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельскохозяйственной технике, а также обеспечения регионов современными техническими средствами и инфраструктурой для производства, хранения и использования природного газа в качестве моторного топлива. Компании будут предоставлять в лизинг технику на ГМТ, разрабатывать совместные программы и предложения для покупателей газомоторной техники, а также готовить предложения для правительства и федеральных органов исполнительной власти.

Переход на ГМТ может быть эффективен и для государства, и для бизнеса. "По экологическим, экономическим, ресурсным и техническим параметрам газ значительно превосходит бензин и дизельное топливо, - отметил замглавы ГТЛК Владимир Добровольский. - При использовании газомоторного топлива снижаются выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду: в 5-10 раз меньше угарного газа, в 1,5-2 раза меньше окислов азота, в 2-3 раза меньше углеводородов. Для предприятий основным стимулом для перехода на ГМТ-транспорт являются экономичность, позволяющая снизить расходы на топливо почти в 2 раза на каждые 100 км пробега, а также повышение срока эксплуатации транспортных средств, удешевление их технического обслуживания".

Переход на ГМТ может быть эффективен и для государства, и для бизнеса

В 2014 году планируемый объем закупки техники на ГМТ должен быть выше в три раза по сравнению с действием предыдущей программы субсидирования. По прогнозам министерства энергетики, рост количества автомобилей на газомоторном топливе должен достичь 2,5 млн, т.е. вырасти в 25 раз по сравнению с текущими показателями. В ходе перехода на ГМТ должны работать примерно 50% автопарка в городах-миллионниках, более 30% - в городах с численностью более 300 тыс. чел и 10% - в городах с численностью более 100 тыс. чел.