Проблема несовершенства законодательства многократно усугубляется тем, что российские туристы обращаются за юридической помощью не в момент заключения договора с турагентом, а постфактум, когда неприятность уже случилась. Я неоднократно на практике сталкивался с весьма печальными примерами последствий правовой безграмотности. Зачастую проблему, которую можно было предотвратить одним телефонным звонком, приходится месяцами решать в суде.
Не устаю повторять очевидный совет: внимательно читайте договор, никогда не подписывайте документ, если в нем есть что-то непонятное или не прописаны все условия отдыха и перелета.
Планируется внесение изменений в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Если они вступят в силу, туркомпании будут обязаны либо страховать свою гражданскую ответственность, либо использовать счет-эскроу. Схема заключения договора на оказание туруслуг с использованием счета-эскроу будет выглядеть следующим образом. Турист, заключая договор с туроператором, денежные средства вносит на специальный счет в банке, туроператор своими средствами обеспечивает выполнение обязательства перед клиентом (то есть попросту говоря, оплачивает его отдых), а после предоставляет доказательства качественного и полного выполнения своих услуг банку и получает денежные средства клиента. Плюс такой схемы в том, что турист в любом случае может рассчитывать на возврат суммы, которую он заплатил, независимо от имущественного положения туроператора или страховщика. Минус, на мой взгляд, заключается в существенном усложнении заключения сделки. Появляется третья сторона - банк, и это может привести к неоправданному увеличению стоимости путевок.
Туристический бизнес, по сути, бизнес посреднический. Любой человек вполне может сам выбрать страну, где ему хочется побывать, почитать про эту страну в справочниках, путеводителях, поискать в Интернете отзывы. Потом самостоятельно подобрать маршрут, оплатить отель, выбрать экскурсии, купить билеты, изучить порядок получения виз, подобрать документы, оформить анкеты... Понятно, что вместо того чтобы так утруждать себя, люди обращаются в турфирму, готовую взять на себя всю подготовку к поездке, предложить пользующийся популярностью маршрут, забронировать отель, обеспечить трансфер. Более того, зачастую тур в турфирме будет стоить дешевле, чем аналогичный, купленный самостоятельно. Так в чем же бизнес? Суть бизнеса туроператора - оптовая закупка. Выкупается блок мест в отеле на все лето (блоки бывают разные: жесткие - они дешевле, но без возможности аннулировать непроданные места и мягкие соответственно, дороже, но тут отель предоставляет возможность вернуть непроданные места). Выкупаются все билеты на самолет или заказывается чартерный рейс. Плюс к тому экскурсии с русскоговорящими гидами.
Раньше такая схема действовала безукоризненно: туристическая компания обеспечивала заселение туристов в гостиницу в обмен на существенные скидки. Турист, обратившийся в тот же отель самостоятельно, платил существенно дороже. Корень сегодняшней проблемы туроператоров в том, что почти все отели постепенно переориентировались на работу с прямыми клиентами. Почти в каждом отеле есть система онлайн-бронирования, скидки и карты постоянных клиентов. Туристические агентства просто не выдержали конкуренции.
Кроме того, многочисленные интернет-порталы, позволяющие туристу самостоятельно найти и забронировать отель, устраивающий его по всем параметрам, тоже существенно усложняют работу турагентств - фирмы вынуждены снижать цены, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" подробно регламентирует обязанности туроператоров и турагентов по отношению к туристам. Но на практике возможность полностью исполнить то, что первоначально обещается отдыхающим, для туроператора напрямую зависит от политической и экономической обстановки.
Еще одна из причин массового банкротства туроператоров - волна негатива в СМИ. После новостей о первых банкротствах положительных известий о туристическом бизнесе нигде не было. В итоге у наших соотечественников был сформирован высокий уровень недоверия к российским туристическим компаниям.
Чтобы туристический бизнес нормально развивался, нужен постоянный приток клиентов. Деньги, которые клиент платит за свою будущую поездку, идут на оплату туров по другим направлениям и текущих платежей - оплату офиса, зарплату персонала. При этом компания рассчитывает на следующего туриста, деньгами которого можно будет оплатить билеты и отель предыдущего. Уменьшение количества туристов очень негативно сказывается и на стабильных крупных туроператорах, не говоря уже об остальных.
Если валютный курс скачет, то даже небольшие несоответствия во времени между получением денег от туриста и выплатой стоимости его путевки могут свести к нулю (если не отправить в минус) доходы компании. Понятно, что в ситуации стабильного роста курса иностранной валюты к рублю дела у туркомпаний не могут идти хорошо.
Кроме того, в последнее время произошло перенасыщение российского туристического рынка: в последние 10-15 лет появилось огромное количество организаций, занимающихся туристской деятельностью. В итоге компании даже за счет постоянного потока клиентов зачастую не могут позволить себе проиграть в деньгах, иначе - крах. При этом единственный способ борьбы с конкурентами - снижение цены.
Универсальный действенный юридический механизм, который может одновременно обеспечить защиту интересов отдыхающих и успешную работу туркомпаний, - это в известной степени миф. Любые законодательные ограничения, которые сейчас обсуждаются, направленные на целевое использование денежных средств путешествующего, сделают туристический бизнес убыточным. Или стоимость туров у туркомпаний будет выше, чем стоимость самостоятельного путешествия.