Специалисты: В требованиях ВТО реально найти лазейки

После введения санкций против РФ многие "горячие" эксперты выдвигали идею, что в знак протеста России необходимо выйти из состава ВТО, ибо теперь наш бизнес задушат на внешнем рынке. С этим категорически не согласны специалисты ТПП РФ, считая, что, находясь в составе ВТО, мы хоть как-то можем влиять на ситуацию изнутри. К тому же до вступления в эту организацию нашему бизнесу на международном рынке приходилось отнюдь не легче: яростная конкуренция там всегда была, есть и будет.

Тем не менее стимулировать более широкое присутствие наших компаний и продуктов на зарубежных рынках реально и в условиях членства в ВТО. Этой теме был посвящен "круглый стол" в Аналитическом центре при правительстве РФ "Государственная поддержка российских экспортеров: финансовые и нефинансовые инструменты и перспективы их развития". "Поддержка экспорта - это важное направление государственной политики, направленное на повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей", - считает руководитель дирекции по вопросам ВТО Аналитического центра Инна Дудыкина. ВТО в принципе не запрещает, как у нас почему-то принято считать, финансовую поддержку экспорта стран-участниц, но загоняет ее в довольно строгие рамки. Например, государство не вправе предоставлять предпринимателям субсидии, напрямую увязанные с предметом экспорта. Но при этом ничто не мешает ему возмещать процентную ставку по кредиту, взятому под выпуск этой самой продукции. То есть было бы желание помочь экспортеру, а путь всегда найдется вполне законный. Тем более что эти договоренности официально на русский язык не переведены, а это уже для нас несомненный плюс, всегда можно сослаться на "трудности перевода".

У нас, как известно, одной из наиболее уязвимых отраслей в этом плане является сельское хозяйство. И по соглашению с ВТО степень господдержки здесь должна снизиться к 2018 году почти в два раза. Но это не трагедия. Да, нельзя фермеру Иванову дать миллион, чтобы он потратил его на производство молока, которое за бугром с руками оторвут. Но на этот миллион можно построить асфальтированную дорогу к коровнику, чтобы он свой товар не расплескал по пути на завод и т.д.

Одной из наиболее уязвимых отраслей является сельское хозяйство. По соглашению с ВТО степень господдержки здесь должна снизиться к 2018 году почти в два раза

За последние 5 лет в ВТО состоялось 103 разбирательства, связанных с нарушением применения механизмов госфинансирования экспорта. "Анализ судебной практики в этой области свидетельствует, что споры возникают в тех отраслях, которые не могут выйти на массовое конкурентоспособное производство, - сообщила Инна Дудыкина. - К таким, в частности, относятся производство сельхозпродукции (76 разбирательств), автомобилей, воздушных судов гражданского назначения". Но довольно длительный срок рассмотрения дел (около 1,5 года) играет на руку участникам ВТО: все это время они продолжают поддерживать своих экспортеров на внешних рынках или придумывают новый способ поддержки, который придет на смену старому.

Не так давно при минпромторге создан Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности, призванный как раз помогать экспортерам. По словам его руководителя Романа Лядова, система финансовой поддержки экспорта в стране сложилась и нормально действует, хотя и уступает по объему и размеру ставок, например, КНР. А вот с поддержкой нефинансового характера пока есть проблемы. По мнению чиновника, она разрознена и не отвечает современным требованиям. "Если говорить про малый и средний бизнес, то можно разделить все барьеры на пути экспорта на информационные и административные", - сообщил он. К первой группе относятся отсутствие данных о нишах на зарубежных рынках, низкая осведомленность об инструментах господдержки и происходящих изменениях в законодательстве. Ко второй группе Лядов отнес волокиту с получением лицензий и разрешений, таможенными процедурами, техрегулированием и возвратом НДС. Кстати, возврат НДС при отправке продукции за рубеж - самый популярный инструмент господдержки экспортеров в Китае. По мнению начальника управления международного сотрудничества АЦ Дениса Ершова, нам в этом плане многому надо поучиться у соседа. У мирового экспортера номер один доля ресурсоемких товаров в общем объеме вывоза составляет 4%, а капиталоемких - 52%. Для сравнения - двадцать лет назад оба этих показателя были на уровне 20%. В 2004 году в КНР усовершенствован закон о внешней торговле, коим и предусмотрен возврат из бюджета налога на добавленную стоимость при экспорте. Разумеется, отправлять на международные рынки сырье китайским компаниям стало невыгодно. В 2013 году в КНР предпринимателям выдано экспортных кредитов на 111 млрд долл.

В России за это же время предприниматели взяли кредитов на сумму всего в 1 млрд долл. Как заметил референт департамента экономики и финансов администрации президента РФ Андрей Огрызов, поддержка экспорта у нас есть - экспорта нет. Все меры нефинансовой поддержки давно известны и отражены в дорожной карте АСИ "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта". И если наш бизнес об этом не знает, или знает, но не использует, то это уже проблемы бизнеса. За уши государство тянуть никого на внешний рынок не станет.