В рюкзаках пятисот ребят появятся планшетные компьютеры с уже настроенными программами для занятий, остальным помогут установить нужные приложения на свои компьютеры и мобильные девайсы. Первыми 4 декабря договор о сотрудничестве с министерством образования и науки подпишут чиновники Новосибирской области. Накануне педагоги и эксперты собрались, чтобы обсудить, какие возможности и проблемы появятся с внедрением в школьную жизнь электронного образования.
Ранец станет легким - вместо пяти-шести учебников в нем будет один планшет, его вес не превышает полкилограмма.
Учиться станет интереснее. В пяти школах Татарстана уже несколько лет реализуется программа "1ученик - 1 компьютер". По результатам опроса ребят в экспериментальных учебных заведениях и аналогичных общеобразовательных исследователи выяснили, что среди вооруженных компьютерами детей и подростков в полтора раза больше тех, кому интересно учиться в школе. Напомню, именно отсутствием интереса к учебе у ребят педагоги объяснили недавний провал во время национального исследования качества образования по математике в пятых-седьмых классах.
Занятия станут индивидуальными. При работе класса с электронными учебниками у учителя есть реальная возможность дать каждому ученику отдельное задание, исходя из его уровня знаний или усвоенных и пропущенных тем. Электронный учебник предполагает в основном самостоятельную или командную работу. В результате "двоечник" не сможет отсидеться "в камышах", его незнание обязательно проявится.
Ценный учебник. Для нормальной учебы школьникам нужны планшеты или ноутбуки. Причем довольно мощные и с хорошими экранами. Иначе ими будет неудобно пользоваться, а плохая картинка может испортить зрение. Поэтому сэкономить на "железе" для электронного учебника не получится. Кроме того, пока не понятно, кто будет за него платить: школа или родители? Для грядущей апробации 500 планшетов закупят региональные власти. А дальше как?
По идее, государство должно само обеспечить всех обязательным учебным пособием. Но оснащение только одного класса достойными устройствами будет стоить около миллиона рублей. Очевидно, что за 11 школьных лет гаджет надо будет хотя бы один раз поменять на новый. Классическая бумажная учебная литература обходится намного дешевле. Дальше возникают вопросы: как быть, если ученик потеряет или сломает свой учебник? А не украдут ли? Перед массовым переходом на электронное обучение все это предстоит предусмотреть и продумать.
Новая педагогика. Как учить и учиться по бумажному учебнику, все знают очень хорошо. За три века, прошедших со времени его изобретения Яном Амосом Каменским, все это дело хорошо освоили. Электронный учебник, вроде бы, открывает огромные возможности, но чтобы ими воспользоваться, надо полностью изменить методику преподавания. Если до сих пор присыпанный мелом учитель у доски был единственным носителем истины, то теперь его задача изменится. Учиться дети будут сами, информацию черпать из Сети, педагогу же останется только организовывать их работу и ставить нужные вопросы. Психологи из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выяснили, что до 30 процентов учителей изначально пришли в профессию именно из-за возможности быть своего рода мессией, открывать детям глаза на истину. Как минимум треть из них никогда не сможет перестроиться, из носителей истины превратиться в гидов-экскурсоводов по миру знаний.
Методике преподавания с использованием электронного учебника не учат и никогда не учили ни в одном педвузе России. Значит, всему миллиону школьных учителей предстоит пройти очень серьезные курсы повышения квалификации и освоить новую технологию. Эту работу могут взять на себя региональные институты повышения квалификации учителей и методические кабинеты, которые есть по всей России. Но сколько времени потребуется педагогам, чтобы освоиться с электронным учебником, никто сказать не может. Тем более что многие из них подобных прогрессивных новшеств не одобряют и отказываться от привычной практики совсем не жаждут.
Да и сами электронные учебники, по крайней мере первые несколько изданий, явно будут нуждаться в постоянной доработке.
Сетевая безопасность. С одной стороны, в интернете полно полезной и нужной ученику информации. С другой стороны, там же - социальные сети, игры, эротика и еще много всего нехорошего. Если вместо учителя перед ребенком окажется подключенный к интернету компьютер, есть большой шанс больше ученика не увидеть - Сеть завлечет и не отпустит.
- Во время эксперимента в Татарстане мы заметили удивительную закономерность: ребята, учившиеся с компьютерами в руках, стремились к личному человеческому общению и, как только появлялась возможность, откладывали свои гаджеты в сторону, - рассказал руководитель Центра статистики и мониторинга образования Федерального института развития образования Марк Агранович. - Вообще у детей есть свои приоритеты, зачастую они сильно отличаются от того, что хотят родители или учителя. Например, неожиданно выяснилось, что старшеклассникам очень нравится критически выбирать из вороха информации нужную и достоверную. Электронное образование, среди всего прочего, предполагает и этот вид деятельности.
Но сможет ли массовый учитель в массовой школе организовать работу так же эффективно, как специально подготовленные преподаватели, участвовавшие в программе "1 человек - 1 компьютер"? И не потеряем ли мы целое поколение, которое вместо занятий будет предаваться на уроках вэб-серфингу?
Массовый бойкот. Внедрение компьютерной среды в школе многие учителя встречают с тихим ропотом и негласным бойкотом. По документам и отчетам все выглядит именно так, как требует руководство, на деле же ничего не меняется: доска, мел и, максимум, мультимедийная доска в роли обычного проектора.
- Чтобы перейти на компьютерное образование, нужна политическая воля, - уверена проректор по научно-методической работе Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Учитель получает свою зарплату за то, что выполняет свои обязанности. И если от него требуют перейти на электронный учебник, - должен перейти и рационально его использовать. Или уволиться. Я думаю, процентов десять педагогов мы потеряем. Остальные поворчат и начнут работать по-новому.
Электронные учебники сделают детей тупыми. Это известное опасение. Для его подтверждения приводят доводы, что, мол, дети самых известных людей из Силиконовой долины учатся только и исключительно по бумажным учебникам.
- Наши оппоненты часто ссылаются на неподписанный никем регламент Роспотребнадзора и максимальной продолжительности работы ребенка за компьютером и на опыт отдельных школ, - перечисляет директор по развитию проектов в образовании Intel в России Петр Щеглов. - Но есть же объективные факты. Например, Южная Корея вся перешла на электронные учебники. И их школьники выбились в лидеры и по всем показателям: и по оценки качества образования, и по международным тестам, и по предметным олимпиадам.
Электронное образование - это всего лишь инструмент. Если им правильно воспользоваться, ничего плохого, кроме хорошего, не случится. Новые порции аргументов за и против электронных учебников появятся после их апробации в российских школах этой весной. А вы как относитесь к школе, в которой учителя, и ученики будут сидеть за компьютерами?