3 декабря, после трехлетнего предварительного расследования, должно было наконец начаться рассмотрение дела о гибели ярославской хоккейной команды "Локомотив" вблизи аэропорта "Туношна" 7 сентября 2011 года. Для этого был выделен самый большой зал, который только отыскался в зданиях районных судов Ярославля. Однако интерес к этому процессу оказался ниже, чем ожидалось. Многие признанные потерпевшими родственники погибших на заседание не пришли. Из-за чего их представитель Александр Захарьин обратился к суду с ходатайством о переносе рассмотрения дела на более поздний срок.
В частности, причина неявки в некоторых случаях оказалась связана с тем, что среди погибших членов ХК "Локомотив" было много иностранцев: три гражданина Чехии, словак, латыш, белорус, швед, два украинца, канадец и немец. По словам Александра Захарьина, по телефону все родственники были извещены о начале судебного процесса, но от них должны поступить официальные ответы, что они уведомлены, но не имеют возможности явиться на судебное заседание.
Рассмотрение дела без согласия потерпевших будет считаться процессуальным нарушением, чреватым отменой приговора. В итоге судья Вячеслав Востриков перенес рассмотрение дела на 22 декабря.
Единственный подсудимый - бывший заместитель гендиректора по организации летной работы авиакомпании "Як Сервис" Вадим Тимофеев - приехал на суд самостоятельно. Его под стражу не заключали, и на протяжении всего периода следствия он находился под подпиской о невыезде. Напомним, Тимофеев обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть более двух лиц.
По мнению следствия, замгендиректора знал о том, что командир самолета Як-42 и второй пилот не прошли профобучение и подготовку по разработанной программе, не принимали участия в тренировках по предупреждению нештатных ситуаций, а второй пилот не обучался управлению самолетом Як-42. Однако, несмотря на это, он допустил экипаж к полетам, что и привело в итоге к катастрофе, в которой погибли 44 человека, в том числе основной состав хоккейной команды "Локомотив".
Однако Вадим Тимофеев свою вину не признает и считает, что "никто со стопроцентной уверенностью не скажет, что произошло в самолете". По его версии, причиной катастрофы стало "нарушение центровки". Экипаж же был высококлассный, но "ситуация оказалась выше их":
- Если не справились они, я не уверен, что другой экипаж справился бы в этой ситуации, - заключил он..
Тимофеев через СМИ выразил родственникам погибших искренние соболезнования и заявил, что если бы считал себя виновным, в первый же день написал бы заявление, что виноват и чтобы его наказали, а не жил с этим три года.
Его адвокат Ольга Морозова рассказала, что после своего расследования МАК пришел к выводу: структура авиакомпании не позволяла выполнять безопасные полеты.
- Этот бедолага Тимофеев - высококлассный действующий пилот, - говорит Ольга Морозова. - Он был назначен на должность заместителя гендиректора по совместительству, что запрещено Трудовым кодексом. Гендиректор авиакомпании "Як Сервис" господин Сильницкий ему сказал: "Вадим, надо, нас проверяют, нам сертификат не продлят, если у нас не будет летной службы". Так Тимофеев и согласился занять эту должность. А ведь человек, который летает, должен соблюдать время труда и отдыха. Как он может в полной мере осуществлять свои обязанности?
По словам Морозовой, у всех пилотов были продленные в установленном порядке свидетельства, все они проходили обучение в специальном учебном центре. Правда, никого почему-то не интересует, что этот центр оборудован тренажером, не позволяющим отрабатывать то, что произошло в воздухе.
- На территории России такого тренажера просто нет, он есть только за границей. Это установлено в ходе следствия. Тем не менее, Тимофееву это ставится в вину, - говорит Ольга Морозова. - По моему глубокому убеждению, как бы мой подзащитный ни пытался, он не мог бы повлиять на эту ситуацию.
Представители обвинения пояснили, что уголовное дело, которое 3 декабря так и не начал рассматривать Ярославский районный суд (о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта) - выделенная в отдельное производство часть основного дела, расследование по которому продолжает Следственный комитет РФ. Еще предстоит ответить на вопрос о степени вины пилотов в крушении самолета.
Уже очевидно, что с организационной точки зрения первый судебный процесс окажется непростым: соблюсти все процессуальные нормы из-за большого количества потерпевших будет нелегко. Например, вследствие переноса рассмотрения дела были нарушены интересы супруги погибшего вратаря "Локомотива" Александра Вьюхина Елены. Она специально прилетела на процесс из Омска и 22 декабря уже не сможет на нем присутствовать.
Напомним, авиакатастрофа, в которой погиб основной состав ярославской хоккейной команды "Локомотив", произошла 7 сентября 2011 года. Як-42 с хоккеистами на борту, направлявшимися на матч в Минск, рухнул в 500 метрах от аэропорта "Туношна". Самолет по-настоящему даже не взлетел, поднявшись над землей всего на несколько метров. В той страшной катастрофе погибли 44 человека: 26 игроков "Локомотива", 11 членов тренерского штаба клуба и 7 членов экипажа самолета. Выжить удалось лишь одному человеку - бортинженеру Александру Сизову.