Недавно Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил иск авиапредприятия к разорившейся турфирме, взыскав с нее около 300 миллионов рублей. Вместе с тем самого перевозчика, уже в качестве ответчика, ожидают подобные суды с другой российской авиакомпанией, двумя банками, денежные претензии предъявили также три аэропорта. В общей сложности их требования тянут на 800 миллионов рублей. Касса же пока пуста: в ноябре не удалось выплатить транш по облигационной оферте - 2,7 миллиарда.
С одной стороны, наблюдается положительная динамика. Согласно корпоративной отчетности за 10 месяцев 2014-го поток пассажиров вырос более чем на 10 процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Существенно увеличилась выручка, не может не окрылять размер операционной прибыли. С другой стороны, становится непосильным бременем обслуживание долгов, выросших с начала нулевых в десятки раз - главным образом из-за стремления топ-менеджеров увеличить, также многократно, количество современных авиационных машин. К примеру, из-за валютных скачков лизинговые платежи поднялись сразу на четверть. В нынешнем году планировалось приобрести сразу 22 заводских лайнера, включая российские "суперджеты", в следующем - 46 самолетов и 96 вертолетов. От планов столь масштабного обновления парка в сжатые сроки пришлось отказаться, поскольку ставшая непосильной нагрузка может вызвать финансовый паралич, признаются экономисты авиаперевозчика.
У него, кстати, самая большая маршрутная сеть в стране, воздушные суда летают и на восточных окраинах РФ, и в ее западных регионах. Всего, включая государства ближнего и дальнего зарубежья, по 117 направлениям. Оптимизация сети неизбежна. Принятая еще летом корпоративная программа снижения издержек предусматривает в течение полутора лет сокращение 20 процентов рейсов и десятой части персонала. Антикризисные меры, по замыслам разработчиков программы, позволят уменьшить производственные расходы на 10 миллиардов рублей. Объем краткосрочных кредитных обязательств в последние месяцы идет на спад. Но без реструктуризации долгов, отсрочки их выплаты компания может и не справиться с трудностями, с тревогой отмечают эксперты. Сейчас предприятие внимает финансовым советам партнера - немецкого банка, продолжает переговоры с основным акционером - нефтегазовой структурой, стремится обратить на свое "турбулентное" положение внимание федерального правительства.
За ситуацией в компании с напряжением следят другие авиаперевозчики УрФО. У них схожие проблемы, только масштаб заимствований намного меньше. Правда, от дефолта ни один не застрахован. Пока они извлекают из трудностей конкурента определенную выгоду: сокращая кадры, югорская компания несколько снизила стоимость труда пилотов в Уральском округе - оставшиеся без штурвала нередко согласны на меньшую, чем прежде, зарплату.