03.12.2014 20:28
    Поделиться

    На Южном Урале пустят под нож элитное стадо

    Южноуральские животноводы не выдерживают конкуренции
    В ряде крупных животноводческих хозяйств Челябинской области сократилось поголовье скота мясных пород. Почему это происходит в регионе, в котором много лет целенаправленно развивали мясное направление, выяснял корреспондент "РГ".

    Лазейка для импорта

    Запрет на ввоз замороженного блочного мяса из США и Канады дал фору российским животноводческим хозяйствам. Однако если в ситуации с более дешевым мясом птицы и свининой на Южном Урале механизм импортозамещения сработал как часы, то с говядиной, производство которой в Челябинской области пока не покрывает потребности региона, что-то пошло не так. Казалось бы, к концу года запасы импортной говядины у переработчиков должны поредеть, что заставит их повернуться лицом к местным аграриям, но этого не произошло. Наоборот, закупочные цены стали постепенно снижаться: сегодня животноводам предлагают распродавать молодняк по 150 рублей за килограмм при том, что себестоимость говядины в живом весе доходит до 130 рублей. В регионе активизировались перекупщики, готовые скупать мясо КРС и по сто рублей за килограмм.

    - Говядина обесценивается. Все хотят закупать мясо почти по себестоимости, а тем временем регулярно растут цены на ГСМ, электроэнергию, корма, - говорит директор животноводческого хозяйства Евдокия Гребенщикова. - Если держать скот станет невыгодно, никто через силу этим заниматься не станет, уже прослеживается тенденция к сокращению поголовья. Мы можем просто потерять качественный высокопродуктивный скот, потом на его восстановление уйдут годы.

    Однако удерживать на рынке справедливые, по мнению животноводов области, закупочные цены непросто. Оказывается, импортное блочное мясо продолжает поступать в регион: когда на кону большие деньги, бизнес всегда найдет лазейку. Мороженое мясо идет через страны, которые не попали под санкции, или его везут якобы транзитом через Южный Урал в Казахстан, где такого запрета нет, но по пути фуры успевают сбросить "лишние" тонны.

    - Импортная блочная заморозка - это не мясо, ни для кого не секрет, что там сплошная химия, ничего полезного, - говорит Евдокия Гребенщикова. - Но переработчики берут такую продукцию из-за низкой стоимости.

    Выдержать конкуренцию с дешевым импортом местным производителям не по силам: в наших климатических условиях это вообще вряд ли возможно. Даже несмотря на успешное разведение в Челябинской области особой высокопродуктивной породы крупного рогатого скота - герефордов, способных давать свыше 60 процентов мяса (в среднем по КРС показатель на уровне 45 процентов). Такой бычок в сутки может прибавлять в весе больше килограмма.

    Сохранить гены

    Если еще шесть лет назад на юг области эмбрионы породистого скота завозили из Канады, то сегодня необходимости в импорте генетического материала нет. В региональном центре по трансплантации эмбрионов, расположенном в местной академии ветеринарной медицины, умеют воспроизводить чистопородных животных и даже запатентовали особый бренд - "уральский герефорд".

    Здесь от одной племенной коровы в год получают по 15-20 эмбрионов, тогда как в природе возможно было бы появление только одного, максимум двух телят. Это позволило в короткие сроки увеличить количество герефордов на Южном Урале: сегодня здесь "прописаны" свыше 40 процентов всех племенных герефордов России - именно у этих бычков так называемое мраморное мясо.

    Однако в этом году изменения произошли и в работе племенных хозяйств, в частности: корректируется география и объемы продаж уральских герефордов - большая часть теперь отправляется в страны Таможенного союза и за рубеж, тогда как раньше более активно их покупали российские регионы.

    - В этом году мы продали в два раза меньше герефордов, чем в предыдущем, - говорит директор племзавода в Брединском районе Иван Варавин. - Активно закупают племенных животных партнеры из Казахстана, но при этом ориентируются они зачастую не на качественные характеристики, а на цену, которая теперь стала играть определяющую роль. Сегодня все хотят получить бычков даром, сбивая цену почти до себестоимости.

    В течение года ценник за килограмм в живом весе снизился с 250 до 220 рублей (за телочек) и с 200 до 180 рублей (за бычков), если и дальше продолжать снижать цену, племенным хозяйствам придется балансировать на грани рентабельности.

    - Нам уже просто не на чем экономить - и так пояса туго затянули, - говорит Иван Варавин. - Если в прошлом году тысячу тонн дизельного топлива закупали, то в этом лишь 800 тонн смогли приобрести за те же деньги, земли меньше подготовили, а значит, урожай ниже. Хорошо, что хоть качество зерна нормальное. Техника куплена в кредит - порядка 22 миллионов рублей нужно выплатить. Непростая ситуация, но как-нибудь выстоим, племенной скот под нож не пустим.

    По словам Ивана Варавина, сегодня как никогда важна поддержка государства, которую нужно распределять не только на основе простого подсчета голов: более значительные средства необходимо направить тем племенным заводам и репродукторам, которые сохраняют высокий уровень генетики и чистопородность стада на протяжении многих лет.

    Спрос не созрел

    Чтобы переломить негативную тенденцию, потребительский спрос на говядину, в том числе мраморную, нужно уметь грамотно подогревать. Сегодня большую часть деликатесного мяса разбирает для фирменных стейков сегмент ресторанного бизнеса, охотно размещают на полках и представители сетевого ретейла. Но конкурировать со свининой или курятиной за массового потребителя этот продукт не может. Культуру его потребления только предстоит сформировать.

    - Население мраморное мясо еще не оценило, и зачастую оно находится на торговых полках рядом с обычной говядиной, - говорит начальник управления по развитию сельскохозяйственного производства минсельхоза Челябинской области Александр Завалищин. - Поэтому важно развивать потребительскую культуру в регионе.

    компетентно

    Леонид Мазуровский, профессор Всероссийского НИИ мясного скотоводства РАСХН, член правления Национальной ассоциации заводчиков герефордского скота:

    - Тенденция к сокращению поголовья мясного скота продолжится, если не изменится экономическое положение животноводческих хозяйств Челябинской области, которые сегодня практически не имеют свободных оборотных средств. Напомню, 20 лет назад в регионе целенаправленно делали ставку на развитие племенных хозяйств. Но часть из них сегодня утратила былой статус и мощь. Думаю, на их базе нужно создать сеть откормочных хозяйств, что позволит открыть мясному животноводству на Южном Урале новые перспективы.

    Поделиться