Убытки России от остановки "Южного потока" будут минимальны

Все, проект закрыт. Так сказал глава "Газпрома" Алексей Миллер о "Южном потоке", после слов президента РФ Владимира Путина об остановке проекта газопровода. Его российская сторона вместе с европейцами выстраивала с 2008 года. Пока проект не уперся в позицию Еврокомиссии, точнее, в "третий энергопакет" ЕС, который предусматривает отделение контроля над трубопроводами от поставщиков энергоносителей.

Вместо "Южного потока" минэнерго и "Газпром" должны проработать строительство другого газопровода по дну Черного моря - в Турцию. На турецко-греческой границе, как предполагается, будет создан перевалочный пункт, откуда газ будет продаваться странам Евросоюза.

В этом случае убытки российской стороны будут минимальны. В России, Болгарии и Сербии были проведены подготовительные работы по "Южному потоку", но полномасштабное строительство не начиналось, говорит начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.

В этом году совместное предприятие - оператор "Южного потока" - заключило ряд контрактов на поставку труб и на строительство двух ниток газопровода по дну Черного моря. Общая их сумма составляет около 6 миллиардов евро, в частности, почти 2 миллиарда евро - на трубы. "Сложно сказать, что с ними будет, поскольку условия контрактов неизвестны. Строительство газопровода в Турцию в принципе дает возможность переориентировать поставщиков", - полагает Александр Курдин.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, основные затраты на подготовку к старту "Южного потока" пришлись на создание "Южного коридора", который предусматривает строительство двух трубопроводов из Нижегородской и Воронежской областей к компрессорной станции "Русская" в Краснодарском крае. Эта станция должна стать отправной точкой и для нового газопровода. Его предполагаемая проектная мощность такая же, как была заявлена для "Южного потока" - 63 миллиарда кубометров в год.

Как пройдет этот новый газопровод, пока неизвестно, но теоретически есть два варианта, объясняет доцент кафедры государственного регулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Иван Капитонов.

Отказ от "Южного потока" - закономерный, учитывая непреклонность Евросоюза

Первый - тянуть трубу по морю до европейской части Турции, и тогда морской участок будет идти в основном маршрутом "Южного потока".

Только недалеко от берега он вместо поворота на Болгарию пойдет прямо до Турции и далее - до границы этой страны с Грецией. Второй вариант - развитие "Голубого потока", действующего с 2003 года. Оно намечалось еще до работ по "Южному потоку". Тогда новый газопровод продублирует "Голубой поток", а от Анкары может пойти кратчайшим путем через пролив Босфор до греческой границы.

В первом варианте общая протяженность черноморского участка останется примерно той же, что и у "Южного потока" (930 км), а сухопутный участок протянется минимум на 130 км. Во втором варианте протяженность морского участка составит всего 396 км, а по суше придется протянуть свыше тысячи километров трубы, включая "железные" 444 км на участке Самсун - Анкара, входящий в "Голубой поток". Так получится длиннее, но именно этот вариант наиболее вероятен, полагает Иван Капитонов. Он дешевле и проще, чем изменение западной части морского маршрута "Южного потока". Детальная проработка пути нового газопровода может быть завершена уже к лету, полагает Иван Капитонов,а еще около года займет непосредственно строительство.

Отказ от "Южного потока" вынужденный и закономерный, учитывая непреклонность Еврокомиссии и зависимость от нее стран - участниц проекта. На этот шаг нужно было решиться раньше, еще весной, считает Иван Капитонов, когда все признаки ужесточения позиции ЕС в свете украинского кризиса были налицо.

Однако мало кто верил, что компромисс не будет достигнут. "Южный поток" необходим Европе, и она не сможет пожертвовать энергетической безопасностью ради политики, почти единодушно говорили эксперты. Ведь никто не хочет перед каждой зимой гадать, какой оборот примет мыльная опера с украинским транзитом, особенно после нервотрепки в этом году. Кроме того, Россия рассчитывала доказать, и подала соответствующий иск в ВТО, что антимонопольные меры "третьего энергопакета" были приняты уже после основных инвестиционных решений по "Южному потоку" и просто не могут распространяться на них задним числом.

Помимо прямых потерь, колоссальных политических и организационных усилий, страны ЕС теряют возможность выстроить всецело европейскую цепочку поставок газа

Теперь помимо прямых потерь от напрасно вложенных затрат и колоссальных политических и организационных усилий, от неполученной выгоды в виде платы за транзит, страны Евросоюза теряют возможность выстроить всецело европейскую цепочку поставок газа. Риски украинского транзита остаются и даже множатся, но еще и в перспективе у ЕС - усиление влияния Турции на европейские дела. Одновременно исчезает рычаг давления на Россию в виде крупнейшего инфраструктурного проекта, который был зависим от властей в Брюсселе, подчеркивает Иван Капитонов.

Подсчитано

Прямые потери европейских компаний от заморозки проекта газопровода "Южный поток" составят не менее 2,5 миллиарда долларов, а японцы потеряют заказы на общую сумму 320 миллионов евро.

Таким образом, общая "упущенная" иностранцами выгода от строительства газопровода составит не менее 2,82 миллиарда евро. А для компенсации потерь европейским государствам у Еврокомиссии пока нет юридических оснований. Об этом заявила официальный представитель европарламента Анна-Кайса Итконен.

Так, немецкая компания Europipe была поставщиком труб для первой нитки "Южного потока" на сумму полмиллиарда евро, а японский консорциум Marubeni-Itochu и Sumitomo получил заказ на 40 процентов от поставки труб для второй нитки проекта. Такие цифры приводят российские информационные агентства, ссылаясь на материалы компании South Stream Transport.