04.12.2014 00:00
    Поделиться

    Якутская авиакомпания может из-за долгов лишиться пяти самолетов

    Авиакомпания "Якутия" может потерять сразу четверть самолетного парка - ОАО "ВЭБ-Лизинг" остановило эксплуатацию пяти лайнеров, полученных якутскими авиаторами по договору лизинга.

    На прикол поставлены два самолета Sukhoi Superjet 100 и три Bombardier Q400. Пресс-служба "ВЭБ-лизинг" сообщила, что решение "вызвано систематическими нарушениями платежной дисциплины и задержкой оплаты лизинговых платежей со стороны авиакомпании". Уже начата реализация процедур, предусматривающих изъятие воздушных судов и расторжение договоров лизинга.

    "Якутия" эксплуатирует 19 разновозрастных самолетов. Есть такие, что летают около 20 лет. Лишиться же может самых "свежих". К примеру, новые "суперджеты" были получены в конце 2012 и начале 2013 года. А уже в ноябре 2014-го Арбитражный суд Москвы взыскал с авиакомпании по иску лизингодателя около 3,2 миллиона долларов.

    Трудности с деньгами авиаперевозчик испытывает давно. Власти региона, которым принадлежат более 46 процентов акций компании, балансируют между желанием уменьшить долю своего участия в делах предприятия и необходимостью помогать ему. Дело в том, что в Якутии, где почти нет железных дорог, авиация является основным, а местами и единственным видом транспорта. На нее ложится огромная социальная нагрузка.

    Недавно правительство республики приступило к реализации пакета мер по финансовому оздоровлению компании. В частности, проведена ее докапитализация на миллиард рублей. Этому предшествовала смена руководства предприятия, которое возглавила бывший министр экономики республики Ольга Федорова. По сути, ей приходится выполнять задачи кризисного управляющего. В авиакомпании ситуацию с возможной потерей пяти самолетов не драматизируют.

    - Ситуация рабочая, - считает официальный представитель авиапредприятия Инна Спиридонова. - На 5 декабря в Москве запланировано совещание с участием многих сторон, в том числе и ОАО "ВЭБ-Лизинг", на котором будут обсуждаться вопросы реструктуризации долга.

    Надо отметить, что "Якутия" - единственный региональный перевозчик на Дальнем Востоке, успешно начавший эксплуатацию новых типов самолетов SSJ 100 и Bombardier Q-400 в условиях низких температур. Для этого был подготовлен летный и инженерный состав, надо было платить таможенные пошлины, создавать техническую наземную базу - все это весьма капиталоемкие мероприятия.

    - На мой взгляд, лизингодатель поспешил. Сейчас отрабатываются варианты решения проблемы. Как бы то ни было, власти Якутии не бросят авиаторов на произвол судьбы, - заявила корреспонденту "РГ" советник премьер-министра республики Ирина Лихау.

    Поделиться