В океан выйдут российские боевые корабли нового поколения
Ключевая роль в формировании облика кораблей уже ближайшего будущего принадлежит Крыловскому государственному научному центру, находящемуся в Санкт-Петербурге. До сих пор те немногочисленные корветы и фрегаты, которые строились в интересах ВМФ, были вариациями еще советских проектов. И вот разработана концепция эсминца нового поколения под условным названием "Лидер".
Сейчас ВМФ заказывает лишь корветы и фрегаты водоизмещением до 5 тысяч тонн. Однако для океанской державы военно-морской флот не может не иметь мощных кораблей. Времена линкоров и даже крейсеров, как считают ученые, прошли. Их место займут корабли класса эсминец водоизмещением около 10 000 тонн. Это корабли океанской зоны, и по своему вооружению они превзойдут классические крейсера середины ХХ века.
"Лидер" станет прорывным кораблем во всех отношениях. У него будет отличная мореходность и по-настоящему комфортные условия обитания для экипажа. Газотурбинная энергетическая установка, обеспечивающая скорость около 30 узлов, - российского производства. Обводы и архитектура надстройки обеспечат малую заметность.
Основное вооружение - многоцелевые ракеты с вертикальным стартом, способные поражать все типы надводных целей и наземные объекты. Возможно, ко времени постройки первых эсминцев появятся гиперзвуковые морские ракеты, что существенно повысит мощь корабля.
ПВО эсминца - зенитно-ракетная система С-500 "Прометей", зенитно-ракетный комплекс "Редут-Полимент", ракетно-пушечные "Панцирь-М" и "Палаш". Кстати, С-500 выполнит и функции ПРО, причем по характеристикам российская система превзойдет американский "Иджис". "Лидер" будет способен вести активную борьбу с подводными лодками, для этого на его борту предусмотрено расположение двух специальных вертолетов и современной гидроакустической аппаратуры.
Основная артустановка - 130 мм пушка, работы над которой сейчас идут. Это будет универсальное скорострельное орудие, как уверяют специалисты, самое мощное в своем классе.
По словам директора Крыловского центра Анатолия Алексашина, отечественное военное кораблестроение вступило в стадию, которую можно определить "как работа без права на ошибку". Каждый новый проект боевого корабля должен научно обосновываться, а его тактико-технические характеристики и потенциальная боевая эффективность оцениваться с научной точки зрения уже в начальной стадии проектирования.
Ученые берут на себя ответственность в выполнении важнейшего этапа проектирования - создание концептуального проекта будущего корабля. Определяющим в облике новых кораблей для российского ВМФ станет не только новая архитектура, но и способность к взаимодействию с другими видами Вооруженных сил. Важное значение придается созданию морских систем с беспилотными, безэкипажными аппаратами, катерами, решающими задачи во всех средах как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой и кораблями-носителями.
Не секрет, что Россия уделяет очень большое внимание Арктике. Впервые боевые корабли, которые в будущем войдут в состав Северного флота, проектируются с учетом их действий в ледовой обстановке. С целью опытного изучения особенностей эксплуатации в арктических условиях кораблей, судов, подводных лодок и буровых платформ в Крыловском центре построен уникальный даже по мировым меркам ледовый опытовый бассейн. Он позволяет моделировать условия сплошного льда, изучать каналы, образующиеся за ледоколами, а также оценивать воздействие на корабли и суда битого льда, дрейфующих льдов и торосов.
Так что в Арктику гражданский и Военно-морской флот России входят по науке, а не в авральном порядке.