Новости

03.12.2014 20:49

Слабых теснят на рынке

"Техносила" сокращает торговые площади. Что это значит?
Как стало известно, в ближайший год "Техносила" планирует значительно сократить количество торговых площадей. Уже сейчас, несмотря на активный сезон, начинается закрытие магазинов в Сибири. Так, по сообщениям местного информационного портала, в Новокузнецке из трех магазинов остается на плаву только один. В остальных идет тотальная распродажа.

В "Техносиле", как писали СМИ, еще к концу 2000-х возникали сложности, в некоторых ее ключевых компаниях даже началось банкротство. Тогда же "Техносила" за долги перешла от своих основателей - братьев Зайцевых - к МДМ-банку. Имущество "Техносилы" арестовывали НОМОС-банк и ОТП-банк. Позже владельцем торговой марки стала компания First Russian Recovery (FRR). В сентябре 2014 года "Техносила" объединилась с питерским ретейлером "Техношок". Возможно, не от хорошей жизни. При планируемом обороте в 28-30 млрд руб. долговая нагрузка объединенной фирмы составляла 4 млрд.

До сегодняшнего дня "Техносила" развивалась экстенсивно, увеличивая количество площадей и наращивая оборот - всего группа владела 122 магазинами с общей торговой площадью более 230 тыс. кв. метров. На данном этапе владельцы объявили главной целью рост капитализации. Акционеры откровенно говорят, что планируют продать компанию профильному или финансовому инвестору через 3-4 года.

По мнению наблюдателей, "Техносила" могла стать заложником нескольких показателей: объема продаж, цены аренды, цены кредитов, отношений с поставщиками и отношений с арендаторами. Один из ее бывших топ-менеджеров считает, что все это превратилось в источник проблем. Долговая нагрузка лежит тяжелым бременем, о реструктуризации договориться сложно.

Репутация сети оказалась, мягко говоря, не на высоте. И ей, наверное, трудно рассчитывать на новые кредиты или смягчение условий. Нестабильное положение обычно не способствует налаживанию отношений с поставщиками, которые также не хотят рисковать. Ситуация осложняется общим спадом на рынке, вытесняются компании с оборотом до 50 млрд руб. в год. Им не хватает собственных средств и времени, чтобы адаптироваться к новой ситуации. Об этом говорят и сообщения в прессе о проблемах таких компаний, как "Белый ветер" и "Связной", немецкий ретейлер Медиа Маркт и др. По данным базы СПАРК, выручка ООО "Медиа-Маркт-Сатурн", управляющего магазинами Media Markt в России, в 2013 г. составила 44 млрд руб., чистый убыток - 729,7 млн руб. против прибыли 1,3 млрд годом ранее. Стало также известно, что "Техносила" собирается отказаться от больших форматов и будет открывать относительно небольшие магазины, оптимальная торговая площадь которых около 1500 кв. метров.

Шаги, направленные на санацию бизнеса и сокращение затрат, очевидны. Однако также очевидно, что от сокращения торговых площадей упадут продажи. За счет чего "Техносила" собирается их компенсировать?