Теперь парламентское большинство должно сформировать правительство. Этот же парламент изберет и президента.Проевропейские и пророссийские партии Молдавии и прежде соперничали между собой, но особенно острым это соперничество сделал кризис на Украине. В целом же картина такова. В ряду проевропейских партий доминирует Либерально-демократическая во главе с бывшим премьером Владом Филатом. Эта партия хочет, чтобы к 2017 году Молдавия получила статус кандидата на вступление в Евросоюз, а в 2020-м вступила в него. Более радикальную позицию занимает Либеральная партия, выступая за вступление Молдавии не только в ЕС, но и в НАТО. К интеграции в Евросоюз призывает и Демократическая партия.
Пророссийские силы (Партия социалистов, руководимая бывшим вице-премьером Игорем Додоном, и Партия коммунистов с ее бессменным лидером Владимиром Ворониным) тоже выглядят убедительно, хотя по числу мест в новом парламенте чуть уступают своим соперникам.
Социалисты шли на выборы, обещая расторгнуть соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС и привести страну в Таможенный союз. Но 26 мандатов, полученных ими, явно недостаточно для реализации этого обещания.
Компартия в этот раз занимала умеренную и не очень внятную позицию. Она отказалась от пророссийской риторики и от претензий на роль главного оппонента власти. Ее лидер Владимир Воронин делал противоречивые заявления: он, с одной стороны, за евроазиатскую интеграцию (то бишь за Таможенный союз), а с другой, не намерен отказываться и от соглашения с ЕС.
Сожалеет ли Москва, что Владимир Воронин перестал быть главой Молдавии? Однозначное "да", равно как однозначное "нет" здесь едва ли годится. Воронин был трудным собеседником для Москвы. Временами невыносимым. Хотя в последние два года его правления Москва и Кишинев все чаще находили пути к сближению. Да и сам Владимир Воронин стал решительно не похож на прежнего Владимира Воронина. Коммунистическое происхождение не мешало ему чутко прислушиваться к евроструктурам. При этом устремленность в Европу не была для молдавского лидера препятствием к диалогу с Москвой. Но руководимая Ворониным компартия не смогла удержать власть. Теперь коммунисты находятся в мягкой оппозиции правительству, а в парламенте не обладают даже простым большинством.
Главной же пророссийской силой стали социалисты. Их лидеров Игоря Додона и Зинаиду Гречаную 4 ноября принимал в Кремле Владимир Путин. Пресс-служба Кремля проинформировала на другой день, что на встрече обсуждались вопросы, связанные с нынешним состоянием и перспективами двусторонних отношений России и Молдавии. А молдавское издание Actualitati.md сообщило, что "первым серьезным итогом встречи лидеров ПСРМ с Владимиром Путиным стало решение ФМС, согласно которому молдавские трудовые мигранты с нарушениями миграционного законодательства смогут с 5 по 30 ноября приехать в Молдову, а затем беспрепятственно вернуться в Россию и начать свою трудовую деятельность с чистого листа". Как выяснилось, с просьбой о таком решении Игорь Додон, прежде чем встретиться с Путиным, обратился к главе ФМС Константину Ромодановскому.
С завершением парламентской кампании политическая борьба в Молдавии не затухнет, наоборот, разгорится с новой силой. В локальном смысле это будет борьба за распределение мест в парламенте, создание коалиций, формирование правительства. В глобальном за внешнеполитический курс. А именно за европейский или евроазиатский выбор. Безучастно следить за этой борьбой Москва не станет. Подписанное в июле соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС создало для России экономическую угрозу. Москва была вынуждена просить Кишинев отложить реализацию той части соглашения, что касалась зоны свободной торговли. Убедительность этой просьбе придал запрет на импорт молдавской сельскохозяйственной продукции, в том числе мяса, овощей вина и фруктов. Москва также дала понять, что, продолжая курс на Запад, Молдавия может окончательно потерять Приднестровье.
Борьбой политиков за или против евроинтеграции будет углубляться и раскол в молдавском обществе. Нынешние правители не смогли консолидировать нацию. Наоборот, дали повод для размежеваний даже там, где их прежде никогда не бывало. Например, чего не было прежде в Молдавии, так это "неоднозначного" отношения к Великой Отечественной войне. Значение Молдавии для России, конечно, не стоит преувеличивать. Но России важно сохранить свою роль в решении приднестровской проблемы. России, в принципе, необходимо доказывать мировому сообществу свою способность урегулировать конфликты на постсоветском пространстве, а лучшее доказательство этой способности - успешное посредничество между Кишиневом и Тирасполем. Для Приднестровья приемлемы только два варианта - либо признание его независимости, либо вхождение в состав России. Ни того, ни другого оно не получит - "второй Новороссии" и "второго Крыма" не будет. Максимум, что может сделать Россия для Приднестровья, это защищать его интересы в переговорном процессе с Молдавией, не выходя за дипломатические и государственные границы. А новые собеседники для переговоров на эту и другие, еще более важные, темы после прошедших в Молдавии выборов у Москвы уже появились.