Парламент Киргизии рассматривает законопроект о статусе НКО

В парламенте Киргизии обсуждают один из самых спорных законопроектов за последние несколько лет - о введении статуса иностранных агентов для некоммерческих организаций (НКО).

Законопроект инициировали три депутата: Турсунбай Бакир уулу, Нуркамил Мадалиев и Надира Нарматова. Они полагают, что НКО, участвующие в политической деятельности в республике и при этом получающие деньги или имущество от зарубежных государств, их органов власти, граждан, либо неправительственных структур, обязаны получить статус иностранных агентов.

Под политической деятельностью народные избранники понимают проведение акций для воздействия на государственные органы и формирование общественного мнения. К неполитической, в свою очередь, относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, социальной поддержки граждан, пропаганды здорового образа жизни, защиты растительного и животного мира, а также благотворительность.

Такие организации, по мнению парламентариев, должны быть зарегистрированы в специальном реестре министерства юстиции КР. Если же какая-либо НКО, официально признанная иностранным агентом, не подаст заявление о включении в реестр, то уполномоченный госорган должен приостановить ее работу на срок до шести месяцев. Кроме того, инициаторы законопроекта предлагают снять гриф "коммерческая тайна" со сведений о размере, структуре доходов, численности работников, имуществе гражданских организаций. Причем этот пункт касается не только НКО со статусом иностранных агентов.

В случае одобрения предлагаемых норм госорганы получат право ограничивать движение денег и имущества некоммерческих организаций. Это касается случаев, если НКО заподозрят в финансировании незаконных акций протеста, направленных на свержение конституционного строя, подрыв безопасности государства, угрожающих здоровью, правам и свободам граждан.

Парламентарии уверены, что принятие законопроекта будет способствовать открытости гражданского сектора страны. По официальным данным, в республике зарегистрировано около 24 тысяч некоммерческих организаций - только в одном Бишкеке их насчитывается 1426. Причем большая часть НКО финансируется из-за рубежа.

Законопроект, как и следовало ожидать, вызвал критику представителей НКО и тех, кто их финансирует. Противники инициативы, как показали прошедшие на днях парламентские слушания, есть и среди депутатов и чиновников. Так нужно ли придавать НКО статус иностранных агентов? "РГ" предлагает мнение нескольких экспертов.

Комментарии

Жениш Молдокматов, лидер политического движения:

- Все НКО должны работать строго в рамках закона. Сегодня представители некоторых некоммерческих организаций выступают против законопроекта об иностранных агентах, который будет регулировать их деятельность. Доходит до того, что требуют от президента не принимать такой закон. Но давайте посмотрим на цифры. Одна из НКО за 2013-2014 годы получила в виде грантов больше 100 миллионов сомов. На эти деньги можно было купить хорошие тракторы, но на что на самом деле потратили эти миллионы, общественности не известно. А направили их, в том числе, на аренду шикарных офисов и большие заработные платы. Например, национальный координатор программы по борьбе со СПИДом одной известной НКО получает ежемесячно 18 тысяч долларов. Сотни тысяч долларов тратятся на никому не нужные "круглые столы", семинары, приглашение зарубежных экспертов, выпуск различных брошюр и буклетов. А ведь эти деньги можно было бы направить на социальные нужды киргизстанцев.

Нуржан Таштанов, исполняющий обязанности статс-секретаря министерства юстиции КР:

- Минюст считает введение статуса иностранного агента в данный момент нецелесо-образным. Сегодня в республике действует более 24 тысяч некоммерческих организаций. Половина из них - общественные объединения и фонды. При таком количестве определить, кто осуществляет или будет осуществлять политическую деятельность, сложно. Как, например, расценивать действия профсоюзов, которые проводят акцию с требованием увеличить заработную плату? Это ведь тоже определенное воздействие на государство.

Марс Сариев, политолог:

- Такой закон нужен любому суверенному государству, и в России, к примеру, он уместен. Но справедливо работать подобная норма будет только в правовой стране. Принимать его в Киргизии рано, поскольку закон об иностранных агентах станет инструментом давления на НКО. Боюсь, что в КР политические группы будут его использовать для дискредитации оппонентов.

Александр Аванесов, постоянный координатор ООН в КР:

- Киргизия отличается своими демократическими традициями. Что касается работы НКО, то сотни некоммерческих организаций различного направления вносят вклад во все сферы жизни общества. Особенно я хочу отметить работу НКО в областях здравоохранения, регионального сотрудничества, защиты прав детей и инвалидов. Это партнеры государства в решении многих социально-экономических и иных проблем. Когда я читаю конституцию КР, понимаю, что в республике не могут быть приняты законы, противоречащие ей и допускающие дискриминацию. Важно, чтобы желание обеспечить общественный порядок соответствовало и внутренним, и международным обязательствам. Я надеюсь, инициаторы законопроекта и представители НКО придут к компромиссу и учтут замечания друг друга.

Кстати

Практически такой же закон действует в США. "Акт о регистрации иностранных агентов" был принят в 1938 году. Согласно ему, лоббисты, представляющие иностранные правительства, а также зарубежных физических и юридических лиц, должны раскрывать свои источники финансирования.

Иностранным агентом считается лицо, действующее по приказу, просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала - того, кто уполномочивает его действовать в качестве своего агента.

В США под политической понимается активность, направленная на изменение позиции федерального правительства или любой части населения по отношению к внутренней или внешней политике государства либо к иностранному правительству или политической партии.

За нарушение этого закона грозит до пяти лет лишения свободы.