Виктор Антонович, МГУ поднялся сразу на пять позиций. Какие успехи позволили усилить положение в рейтинге?
Виктор Садовничий: Рейтинги - это всегда полезно и приятно, но главное в жизни университета все-таки качество образования. Рейтинг - способ измерения тех или иных успехов с помощью определенных показателей. Но надо при этом понимать, что жизнь университета богаче любого рейтинга и рейтинги ни в коем случае нельзя использовать в принятии управленческо-репрессивных мер.
Теперь по рейтингу БРИКС. У нас заметный рост по всем критериям: по "науке и исследованиям", "цитируемости", "международной деятельности", "инновациям".
Рейтинг БРИКС и стран с развивающейся экономикой сравнивает университеты с похожими идеями, я бы даже сказал так: он сравнивает сравнимое. Не все знают, что в США есть три большие группы университетов: научно-исследовательские, университеты, которые стоят посередине, и региональные. Так вот в США никто эти три группы университетов между собой не сравнивает. Для каждой свои подходы и критерии. С рейтингом БРИКС компания Times Higher Education тоже идет по этому пути.
Есть ли у наших вузов шансы войти в Шанхайский рейтинг?
Виктор Садовничий: Пока в Шанхайский рейтинг в ТОП-100 входит только Московский университет. Мы есть в рейтинге и по общим показателям, и по отдельным дисциплинам. В Шанхайском рейтинге главное - иметь преподавателей, сотрудников или выпускников - Нобелевских лауреатов, лауреатов медали Филдса и высокую цитируемость в научных журналах.
А по международному рейтингу QS какие у нас прогнозы?
Виктор Садовничий: Этот рейтинг самый известный в России. В общем рейтинге QS мы сейчас на 114-м месте, в этом году поднялись на 6 позиций. В рейтинге QS большое значение имеют мнение экспертов и цитируемость. К сожалению, не все российские эксперты, которым присылают запросы, отвечают. Я знаю такие факты.
Наши вузы в QS есть, и число их постепенно растет. Я бы хотел обратить внимание на рейтинг вузов, который делает Саудовская Аравия. Он наиболее полно, на мой взгляд, измеряет успехи университетов. МГУ там на 48-м месте, а по качеству образования в этом рейтинге мы на 14-м.
Президент на днях дал поручение правительству начать работу по созданию национального рейтинга вузов. Когда он может появиться?
Виктор Садовничий: Такое предложение прозвучало в моем докладе на Съезде ректоров, где присутствовал президент. Я считаю, что этот рейтинг будет дополнять другие международные рейтинги и в нем обязательно будут участвовать зарубежные университеты.
Как организовать такой рейтинг со штаб-квартирой в России? У нас есть уже два национальных рейтинга. Можно взять за основу одну из групп разработчиков или объединить усилия обеих команд. Можно создать третью группу при участии, допустим, СМИ, возможно, это будет "Российская газета" или другое издание. Главное, чтобы разработчики нового рейтинга не были никак связаны с университетами. Предложения по созданию рейтинга должны быть представлены до 1 июня 2015 года, так что время пока есть.
По каким критериям он мог бы оценивать вузы?
Виктор Садовничий: Первый - это, конечно, качество образования: спрос, трудоустройство, успешная карьера, доля научных исследований в учебном процессе, конкурс при поступлении в университет. К качеству образования я бы еще отнес востребованность наших специалистов в зарубежных лабораториях, приглашение к чтению лекций. Можно учитывать получение престижных премий. Сейчас пока учитываются только две премии - Нобелевская и Филдса. Между тем есть около сотни престижных и значимых премий. Например, Бальцановская премия, которую в свое время получил наш выдающийся математик Андрей Николаевич Колмогоров. К слову, есть премия Шао Ифу, которой были удостоены наши математики Владимир Арнольд, Людвиг Фаддеев.
Все же награды так или иначе в рейтингах учитываются. А что принципиально нового может быть в нашем новом рейтинге?
Виктор Садовничий: Я бы предложил учитывать социальную функцию университета, широту представленных гуманитарных наук. Сюда входит изучение редких культур, языков, историй, наличие музеев, одним словом, все то, что составляет пласт культуры народа.
Почему бы не учесть в рейтинге то, что у вуза есть, скажем, музей антропологии, которого больше нет нигде в мире? Знаю небольшие вузы в регионах, которые хранят древние рукописи. Эти вузы - хранители культуры, языка, истории. Есть университеты, которые занимаются только высокими технологиями, а есть вузы, которые не так заметны на этом фоне. Но это не всегда значит, что они хуже.