В Мурманске закрылась фирма, скупавшая долги за бесценок

"Все еще платите по кредиту? Обратитесь в "Крокос". Реклама была настойчива, а предлагаемые условия выглядели сказочно.

Человек, который взял в банке, например, 100 тысяч рублей на два года, по факту должен вернуть вместе с процентами и комиссиями 140-150 тысяч. Но фирма предлагала должнику заплатить ей единовременно 30-50 тысяч и забыть о своем кредите навсегда. Остальные долги "Крокос" обещал погасить самостоятельно. На закономерный вопрос, откуда такая щедрость, консультанты финансовой группы объясняли, что зарабатывают сверхприбыли на микрозаймах.

Примечательно, что в такую схему верили не только клиенты "Крокоса", но и работники компании. Большинство региональных менеджеров и даже директоров передали свои кредиты на софинансирование организации, в которой они работают, и заплатили деньги на общих основаниях.

Более того, многие начинающие предприниматели купили франшизу у "Крокоса", заплатив компании 45 тысяч рублей и вложив в открытие офисов от 450 до 600 тысяч. Часть филиалов была создана по инициативе самого руководства "Крокоса". Директоров искали в Интернете. Собеседование проходило по скайпу, по почте будущему начальнику присылали печать и давали полную свободу действий.

Эйфория длилась больше года. За это время "Крокос" открыл свыше 80 представительств по стране, из них девять на Северо-Западе.

Бывший менеджер мурманского отделения компании на условиях анонимности рассказал корреспонденту "РГ", что в кассах микрозаймов по всей стране регулярно проходили инкассации, и деньги отправлялись в центральный офис. Независимо от места проживания, граждане перечисляли деньги напрямую в Мурманск. Затем из центрального офиса в региональные филиалы перечислялись средства на выдачу микрозаймов, также гасились платежи по кредитам. На официальном сайте "Крокоса" указано, что компании удалось покрыть 491 чужой займ. Число же текущих договоров софинансирования идет на тысячи.

Долги в самом деле гасились. Некоторое время. А потом фирма просто прекратила работу

Минимальная комиссия за погашение кредита составляла 10 тысяч рублей. Люди передавали в компанию займы от 20 тысяч и выше. Собеседник "РГ" припомнил, что однажды оформлял договор софинансирования на сумму в три миллиона.

Бизнес шел бодро: ежедневно каждый сотрудник заключал 5-10 договоров о софинансировании. И долги в самом деле гасились. Некоторое время. А потом компания просто прекратила работу. Центральный офис в Мурманске закрыт с 28 ноября. Вся мебель и техника вынесены в неизвестном направлении. Руководители филиалов разводят руками и сами чувствуют себя потерпевшими - они ведь тоже вложились в "Крокос".

Большей части клиентов компания хоть небольшие выплаты, но сделала. Правда, их совокупный размер не превышает 10-20 процентов от первоначальной суммы, выплаченной в рамках договора. А кое-кто вообще не увидел ни одного платежа.

Интрига в том, что работники чудо-фирмы не предупреждали банки о покупке чужих займов, а потому кредиторы спрашивают не с "Крокоса", а с конкретных людей, которые зачастую, передав один кредит в фирму, на радостях влезли в новые долги.

Татьяна с супругом отнесли в "Крокос" четыре кредита. Платежи длились три месяца, по последнему займу гашение прошло лишь один раз. Женщина не знает, куда ей обращаться за помощью. Денег, чтобы выплачивать долги, у нее нет.

- А может, это все ошибка, и фирма продолжит свою деятельность? - надеется Татьяна.

Сейчас отдел по борьбе с экономическими преступлениями УМВД по Мурманской области ведет проверку деятельности "Крокоса". Работа в самом разгаре. Клиенты со всех регионов страны обрывают телефоны мурманских следователей. Ходят слухи, что директор компании бесследно исчез. Но свято место пусто не бывает: региональные руководители, вдохновленные идеей оплаты чужих долгов, уже агитируют граждан на членство в новой компании, которую без лишних фантазий назвали "Крокос-2".

Прямая речь

Людмила Хомякова, представитель банка:

- Пострадавшим, которые не могут сейчас выплачивать ежемесячные платежи в прежнем объеме, лучше всего обратиться в свои банки с письменным заявлением, отметив в нем изменение финансовой ситуации. Любому банку проще пересмотреть размеры ежемесячных выплат, чем впоследствии искать должника, который допустил значительную просрочку и теперь скрывается, усугубляя свое положение.