В то же время транспортники заявляют, что и этот тариф не покроет всех расходов на перевозку пассажиров.
- Зарплата работникам и налоги составляют 51 процент наших затрат, - объясняет директор компании "Мурманскавтотранс" Андрей Варзугин. - Закупки топлива - 20 процентов. Мы получаем помощь из регионального бюджета, но так и не можем выйти на самоокупаемость
Еще 14 процентов расходов - лизинговые платежи за 30 с небольшим автобусов, которые были недавно закуплены предприятием (стоимость каждого - 5,4 миллиона рублей). Отдельная проблема - рост цены на топливо, сетуют в "Мурманскавтотрансе". С 1 января литр дизельного топлива подорожает на 10-15 процентов.
Экономически обоснованный тариф - не менее 28 рублей, подытоживает Андрей Варзугин. Но поднять цену на билет сразу на девять рублей власти не позволят, так что 22 рубля - это вынужденный компромисс.
А вот перевозчиков Архангельска большой скачок цены на билет не смущает. Они требуют повысить тариф на проезд сразу на 12 рублей - с 18 до 30.
Надо сказать, общественный транспорт в столице Поморья в принципе оставляет желать лучшего. Трамваев и троллейбусов здесь давно нет, а по улицам курсируют в основном ПАЗы - старенькие и тесные.
- Мы каждый день получаем жалобы от пассажиров автобусов, - рассказывает заместитель начальника управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Виктор Бетенев. - Людей не довозят до конечных точек, объезжают непопулярные остановки, отклоняются от маршрутов следования. Поведение по отношению к пассажирам хамское. Того, кто пытается отстаивать свои права, могут "наказать" - увезти куда-нибудь за несколько остановок и там высадить.
Перевозчики оправдываются: это все оттого, что их бизнес убыточный. И просят областное агентство по тарифам и ценам увеличить стоимость проезда почти в полтора раза. Начальник отдела транспорта мэрии Архангельска Андрей Попов, в свою очередь, считает, что им стоит пойти навстречу, но так, чтобы это не сказалось на окончательной стоимости билета.
- Компенсационную разницу мы предлагаем заложить в бюджете области, что предусмотрено федеральным законодательством, - заключает он.
Областная власть на это пока не согласна: в регионе и так непростой дефицитный бюджет. А жалоб на работу общественного транспорта от этого меньше явно не станет. В агентстве по тарифам и ценам отмечают, что могли бы рассмотреть предложение от перевозчиков об увеличении стоимости билета исключительно при условии повышения качества обслуживания пассажирских перевозок. И в первую очередь это использование автобусов большей вместимости.
В Великом Новгороде с 1 декабря существенно подорожали месячные абонементы на проезд в автобусах и троллейбусах. Стоимость безлимитного билета для всех пассажиров выросла с 1100 до 1500 рублей, для пенсионеров и студентов - с 700 до 900 рублей, а для школьников - с 500 до 800 рублей. Как поясняют новгородские перевозчики, плата за абонементы не покрывала затраты, из-за чего транспортные компании работали в минус. Городские власти пытались убедить предпринимателей сдержать рост цен, но не удалось. Возможно, в следующем году стоимость месячных билетов удастся снизить за счет субсидий из бюджета Великого Новгорода.
Справка "РГ"
600 автобусов ежедневно выходят на улицы Архангельска. Из них только 30 - большой вместимости типа ЛиАЗ, остальные - "пазики".