05.12.2014 00:04
    Поделиться

    В Москве поставят "Вишневый сад" Льва Додина

    В финале десятого "Сезона Станиславского" - "Вишневый сад" Льва Додина. 16, 17, 18 декабря, на сцене МХТ им. Чехова.

    Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского" завершают московские гастроли "Вишневого сада" санкт-петербургского Малого драматического театра - Театра Европы.

    Что это за вишневый сад такой, прекраснее которого нет ничего на свете, нам представят наглядно. На экране из белой ткани, укутывающей всю сцену. С конкретной целью - показать не просто образ сада и тени воспоминаний, живущих в нем, а именно сам сад.

    Отдельная история - как актеров Малого драматического вывозили в экспедицию на натуру - вместе с известным кинооператором Алишером Хамидходжаевым, откликнувшимся на приглашение поучаствовать в кинотеатральном эксперименте в стилистике немого кино дореволюционных годов. В России, оказалось, таких садов, способных потрясти воображение своими размерами, уже не осталось.

    Свой вишневый сад Лев Додин нашел под Гамбургом. В регионе Альтес Ланд, признанном частью мирового наследия ЮНЕСКО. Вишни, правда, там почему-то долго не зацветали: три раза меняли авиабилеты, репертуар, планы, но только не намерение - показать сад во всей его красе во что бы то ни стало. И наконец...

    Последняя пьеса Чехова стала первым чеховским спектаклем Додина в 94-м году, а ровно через 20 лет круг замкнулся. Поставив всю чеховскую драматургию, Лев Додин вновь вернулся к "Вишневому саду".

    Раневская, Фирс, Гаев, Лопахин - все стали другими. Как и сам Лев Додин. И мир вокруг Малого драматического театра - иным: мы уже не воспринимаем акции и гектары земли как нечто абстрактное, а учимся считать: если каждый год из имения Раневской сушеную вишню отправляли возами, это каких же размеров должен быть сад?..

    Это нужно знать: дело ли предлагал Лопахин, пытаясь уговорить продать вместе с садом ностальгию по прошлому ради гарантий на будущее? Что тяжелее: когда тебя забыли, когда тебя обманули или когда ты сам все и всех бросил и уехал, чтобы потом снова вернуться? И что, в конце концов, невыносимее: оказаться в положении Фирса или в позиции Раневской? Когда потеряно все, а впереди не мерцает надежды хотя бы на минуточку счастья?

    В санкт-петербургском Малом драматическом театре на "Вишневом саде" нас приблизили к сугубо личным ответам на эти вековые вопросы как никогда. Для этого проход актерам на сцену оказался почти закрыт, - действие происходит прямо в партере, и так близко дыхание чеховских людей на себе мы еще не чувствовали.

    Они живут среди нас. Или мы - среди них? Один ракурс - одна и беда на всех.

    Поделиться