Руководитель отдела паломнических поездок Троице-Сергиевой Лавры Андрей Пичугин рассказал, что икона уже год перевозилась в салонах самолетов. На этот же раз заместитель директора авиакомпании потребовал перевозки крупногабаритного груза только багажом. Решение это было вызвано возмущением "богатого мужчины", летевшего бизнес- классом: дескать "охренели совсем", летают с каким- то "ящиком".
Рейс задержали из-за возникшего инцидента. "Неудобно перед людьми, но и святыню негоже так унижать", - сказал Андрей Пичугин. Три часа спустя священники вылетели-таки в Екатеринбург - авиакомпания "S7" согласилась перевести в салоне их необычный "сакральный груз". Пассажиры были доброжелательны и улыбались сопровождающим икону.
Итак, в двух разных компаниях - и авиа-, и человеческих - одна и та же ситуация разрешилась по-разному. В "Уральских авиалиниях" уперлись в букву закона. Буква закона как раз предназначена для разрешения ситуаций. И все разрешилось, но вышел скандал. В "S7" поняли суть: груз необычный - икона, да еще с частицей мощей, и все разрешилось без скандала, миром и улыбками.
Оглядка на законы и вытекающие из них правила - не самая сильная сторона нашей цивилизации. Поэтому всякий к месту и не к месту качающий права "законник" у нас фигура модная и несколько последних десятилетий даже поставленная обществу в пример.
Может быть, учитывая это, религиозным организациям, которые, конечно, не могут допустить небрежения к святыне и перевозки икон среди далеко не благоговейно грузимого багажа, стоит договариваться об этом заранее или заключать соглашения с некоторыми авиакомпаниями о таких перевозках. Ведь перевозка иконы - это даже не перевозка шедевров живописи. Хотя и в случае с ними все не измеряется только размером страховки и стоимостью. Тем более не переводится в этот эквивалент такой груз, как икона. Здесь нагрузка символической ценности так велика, а сгусток человеческих чувств так серьезен, что должностными инструкциями их не отрегулируешь.
Что же касается граждан, не желающих соседства с иконами в бизнес-салоне самолета, ну, так у них будет право выбрать индифферентную к этому авиакомпанию. Не думаю, кстати, что авиакомпания, вписавшая в свои правила уважение чувств верующих, будет терпеть убытки. Скорее наоборот. Но кроме официальных соглашений нам, конечно, не хватает соглашений общественных, которые не пишутся на бумаге.
И вот во времена двух лидирующих "п" - прав и потребления - обществу надо как-то ввести себе в правило одно, но обязательное "к" - учитывай контекст. Ты имеешь возможность, прочитав инструкцию, начать качать права. Но хорошо бы понимать контекст происходящего. Везут икону святого Сергия Радонежского, 700-летие которого широко отмечалось в этом году. Вклад его личности в национальную историю, культуру и духовность, независимость России неоспорим даже для людей иных вер и атеистов.
Даже если религиозные ценности от тебя очень далеки, отказ учитывать контекст этой ситуации равносилен выбору варварства. И герой первого неудавшегося полета с иконой на борту его выбрал. Варварство ведь не сводится к рукоприкладству со стюардами, варварство может быть и опирающимся на инструкции. Несочувствие - варварство. Непонимание чужих ценностей и интересов - варварство. Нетерпимость - варварство.
Когда едва эмигрировавшего Иосифа Бродского кто-то за границей спросил: "Почему вы христианин?", он ответил: " Потому что я не варвар".