07.12.2014 23:51
    Поделиться

    Андрей Максимов: Диплом и аттестат - часто формальные документы

    Это очень хорошо, что прошли сообщения о том, что россиянам запретят работать не по специальности. Чиновники опровергали и разъясняли. Дело не в этом.

    Главное, что в обществе заговорили о профессионализме, о том, кого можно считать профессионалом и как его, мастера этого, определять. На самом деле это важнейший разговор, и уже давно пора было его провести.

    Человека берут на работу. Каков критерий? Каждый, кто хоть раз принимал на работу сотрудника, об этом задумывался.

    Увы, диплом, как и аттестат об окончании средней школы, - часто формальные документы

    У меня на эфире программы "Наблюдатель" был директор одной из самых престижных московских школ. Я спросил его: "По какому критерию вы подбираете учителей?". Он улыбнулся: "По лицу". "А как же профессионализм, опыт, знания?" - удивился я. "Неопытные непрофессионалы без знаний в мою школу не приходят. И потому я смотрю на лицо человека и сразу понимаю: наш - не наш".

    Я задумался. Думаю, надо сказать, до сих пор. И кажется мне, что директор, в сущности, прав. После просмотра анкет, собеседований, рекомендательных писем все равно все решается, как в старте космического корабля: есть контакт! Или нет контакта... И никакие самые важные дипломы и награды заменить этот контакт не могут.

    Мне кажется, если такой закон будет готовиться, законодатели должны очень хорошо понимать: никаких общих критериев для всех профессий быть не может. Врач без высшего образования - это беда. Или, скажем, юрист. Актер без высшего образования - это Борис Андреев или Ия Саввина.

    В последнем фильме Михалкова-Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" играют в основном актеры без диплома. В том числе, и главную роль. Фильм гениальный, играют поразительно.

    Я руковожу мастерской в Московском институте телевидения и радио "Останкино". В этом году мои студенты пишут диплом, надеюсь, защитят. Выйдут больше двадцати дипломированных специалистов. Чудесные ребята, умные, интересные. Но при этом кто-то из них вполне может называться профессионалом, и я с удовольствием рекомендую их коллегам. А кому-то еще надо учиться. Хотя дипломы у всех будут одинаковые.

    Одна из книг Максима Горького называется "Мои университеты". Для огромного числа людей творческих профессий жизнь является университетом, и это, как говорится, факт.

    И вообще, на мой взгляд, надо очень хорошо понимать: для того, чтобы диплом являлся критерием профессионализма, у нас должно быть совсем другое среднее и высшее образование. Высшее образование критикуется сегодня везде, в том числе, и на самом высоком уровне. Понимая несовершенство нашей системы образования, нелепо относиться к диплому как к чему-то сущностному и важному.

    Увы, диплом, как и аттестат об окончании средней школы, - часто формальные документы, которые никак не свидетельствуют об уровне знаний и профессионализма.

    Очень сложная история и со всем, что касается опыта. Мы привыкли считать, что опыт - это обязательно хорошо. В нашей системе профессиональных ценностей "опытный работник" значит "хороший работник".

    Синонимичная пара.

    Так ли?

    Опыт часто помогает совершать открытия в науке, а часто и мешает. Очень многие открытия как, скажем, в науке, так и в жизни отрицают предыдущий опыт. В искусстве нередко именно тот, кто опровергает то, что подсказывает опыт, совершает прорыв.

    В программу "Наблюдатель" надо было взять редактора. В результате долгих поисков приняли совсем молодую девушку Женю Ушакову, выпускницу РГГУ. У нее не было диплома редактора, не было опыта работы на телевидении. Однако довольно быстро она превратилась в одного из лучших редакторов, с которыми мне когда-либо приходилось работать.

    Когда стали говорить о профессионализме и о его критериях, я задумался: а за что, собственно говоря, взяли Женю? Конечно, образование. Формально редакторского диплома нет, это да. Но есть системное филологическое образование, которое дает РГГУ.

    И все-таки не это главное. А что? Нечто неопределяемое, что я бы назвал бесом работы. Сидит вот такой бес в человеке и заставляет его пахать всегда, забыв, если надо, про выходные. По-другому на телевидении не бывает. И вот этот бес работы, готовность в любой момент делать все, что необходимо для выпуска программы, и есть для меня главный критерий для того, чтобы человека на работу взять.

    В конце концов будь учреждение государственное или частное, за его работу отвечает руководитель. И за ошибки, и за достижения. И у него должна быть абсолютная свобода в подборе кадров. Если он считает, что тот или иной человек должен работать с ним, хорошо, это его выбор. Если работа новенького окажется непродуктивной, спросится с руководителя.

    Опыт часто помогает совершать открытия в науке, а часто и мешает

    И последнее. С детства я помню поразившую меня историю. Мой отец всю войну прошел в партизанском соединении имени "Тринадцати". Это огромное воинское соединение создал школьный учитель Сергей Гришин, которому за это было присвоено звание Героя Советского Союза. Школьный учитель оказался серьезным военным стратегом!

    Понятно, что война. Понятно, что особые обстоятельства. Но ведь факт.

    Конечно, я не против образования. Не против опыта. Я категорически против каких бы то ни было формальных критериев.

    И, мне кажется, очень хорошо и важно, что мы сегодня об этом говорим. Главное, чтобы в результате наших разговоров число профессионалов, которые могут себя проявить, становилось больше.

    Поделиться