За девять месяцев 2014 года рынок лизинга сократился на 10 процентов

По итогам 2014 года объем нового бизнеса на рынке лизинга может сократиться на 20%, прогнозируют в "Эксперт РА". За 9 месяцев этого года рынок упал на 10%, наиболее заметным стало сокращение сделок в крупных сегментах - ж/д техника (минус 48,9%) и авиатранспорт (минус 48,5%). IV квартал этого года может стать для рынка лизинга еще более тяжелым, отметили эксперты XIII ежегодной конференции "Лизинг в России - 2014", из-за ухудшения экономической ситуации и падения рубля.

"В текущей ситуации ни один нормальный производственник не будет планировать покупку новой техники, - считает замгендиректора ГТЛК Владимир Добровольский. - Импортная техника выросла в цене процентов на 30, и любой разумный человек подождет, как дальше будет развиваться ситуация. До конца года падение будет 20-25%". Он добавил, что будут продолжаться крупные проекты, обсуждение которых началось в начале года или в середине, которые находятся в стадии подписания. Что касается следующего года, решающим станет первое полугодие, уверен Добровольский. "Лизинговые компании идут за производственными потребностями, если люди не собираются развивать производство или замещать старую технику, соответственно, нечего финансировать", - отметил он.

Впрочем, несмотря на сложную ситуацию в экономике, некоторым сегментам за 9 месяцев этого года удалось вырасти. Автолизинг прибавил 32,3% по сумме новых договоров, впервые обогнав сегмент ж/д техники. Эксперты связывают это с участием лизинговых госкомпаний в розничных сделках, а также высокой ликвидностью такого имущества. "Дилеры в условиях падения продаж пытаются привлекать клиентов улучшенными условиями, сотрудничество с лизинговыми компаниями выгодно дилерам, так как условия лизинга для клиентов из числа юрлиц в ряде случаев более выгодны, чем кредитные условия", - отметил замгендиректора "ВЭБ-лизинг" Алексей Сичинава. Гендиректор "Сбербанк Лизинг" Дмитрий Ерошок считает, что участникам рынка нужно искать точки роста в тех сегментах, где лизинг пока что не так сильно развит. Это прежде всего оборудование для нефтегазодобычи, недвижимость, машиностроение, металлообработка.

Осенью лизинговые компании столкнулись с удорожанием кредитов - по данным "Эксперт РА", с лета банки подняли ставки в среднем на 1,5-2 п.п. "Рост банковских процентных ставок и замедление экономического роста приведут к тому, что в следующем году точно будет сокращение объема инвестиций на рынке лизинга, - отметил президент Объединенной лизинговой ассоциации (ОЛА) Кирилл Царев. - Мы и в этом году уже видели падение инвестиций в основной капитал. Просто есть определенная "задержка" на рынке, например, автолизинг пока растет потому, что более массовые сегменты обычно кризис чувствуют позже, чем крупные компании". По мнению эксперта, сейчас рынок находится в сценарии, похожем на 2008-2009 годы, однако теперь негативные тенденции будут длиннее и глубже. "Хотя, возможно, это чисто психологическая опция, потому что в 2008-2009 годах все вспоминали 1998 год и говорили "там не кризис вообще был, на два месяца, а вот теперь надолго". "Надолго" тоже было месяцев на 9, довольно быстро забылось все", - напомнил Царев.

По мнению эксперта, рынок ждет очередная проверка, кто как выстраивал системы риск-менеджмента и как формировал портфели сделок. Второй аспект - насколько сбалансирован кредитный портфель с точки зрения сроков и валюты займов. "Банки начинают пересматривать ставки по текущим выданным кредитам. И это, скорее всего, приведет к тому, что лизинговая компания должна будет оплачивать это либо из своих средств, либо переносить на клиента. Это может привести к ускорению дефолтов некоторых лизингополучателей", - отметил Царев.

В меньшей степени, чем другие сегменты, от уровня процентных ставок зависит МСБ, считает гендиректор "МСП Лизинг", председатель подкомитета по лизингу ТПП РФ Алексей Акиндинов. По его словам, для таких компаний важна в принципе возможность получения оборудования в лизинг для расширения бизнеса. "Будет ли ставка 12 или 15%, по большому счету роли не играет, - отметил эксперт. - Вместе с тем весь малый бизнес я бы разбил на две группы. Первая - люди, которые серьезно относятся к своей репутации и понимают, что деньги надо возвращать. У нас сейчас "слетают" достаточно серьезно проработанные сделки, потому что клиенты не хотят идти в них из-за резкого повышения курсов валют". При этом, по словам Акиндинова, сильно "засуетилась" вторая группа, которая хочет получить "железо" любой ценой. "Во-первых, это связано с ошибками при принятии финансовых и инженерных решений. Во-вторых, существует очень серьезный риск мошенничества в этой сфере", - подчеркнул эксперт. По его мнению, те предприятия МСБ, которые серьезно относятся к репутации и бизнесу, свой лимит по сделкам либо существенно пересматривают, либо приостанавливают. Поэтому воспринимать этот сегмент в следующем году как серьезный фактор роста оснований нет, считает Акиндинов.