На аэродроме истребители выстроились в ряд - хвостом к хвосту. Половина прилетела под Ржев своим ходом, другую - привезли грузовыми бортами. В цехах их разберут до винтика.
- Особое внимание при ремонте приходится уделять радиоэлектронным, навигационным системам, системам управления вооружением, - рассказывает главный инженер предприятия Борис Зенков. - Качество работ мы жестко контролируем.
514-й авиаремонтный завод - единственное подобное предприятие, которое разработало и внедрило систему поточного "конвейера": в цехе могут стоять сразу до 10 самолетов. С каждого сдирают краску, разбирают и промывают все детали.
Каждую деталь проверяют на износ и повреждения. Когда начинается ремонт фюзеляжа, сварщики и клепальщики латают обшивку и корпус самолета. Потом - покраска внутренней части, монтаж всех систем, проводки, работы с крыльями, шасси, системой управления. Далее самолет передают на участок окончательной доводки, а оттуда - на станцию наземных и летных испытаний. Сначала самолеты испытывают заводчане, а потом, после приемки заказчиком, уже военные летчики.
Представители завода отметили, что после его передачи в управление ОАК многие задачи стало легче решать. Среднее время починки одного самолета - около 90 дней. Однако ремонт и глубокая модернизация - это абсолютно разные вещи. Например, если простой плановый ремонт МиГ-29 обходится примерно в 80 млн рублей, то глубокая модернизация МиГ-31 обойдется бюджету в 600 млн. И это все равно в десятки раз дешевле, чем строить самолет с нуля.
Модернизированные самолеты получат обновленную систему управления вооружением и бортовую радиолокационную станцию, что позволит обнаруживать противника на дальности до 320 километров, одновременно поражать шесть воздушных целей и сопровождать до десяти целей. Заработает система ГЛОНАСС. При этом срок жизни истребителя планируется увеличить как минимум на 10 лет.
К 2020 году доля современных образцов вооружения в войсках, на флоте, в авиации должна возрасти до 70 процентов. На смену узкоспециализированной технике типа МиГ-31 приходят многофункциональные самолеты, такие, как истребитель пятого поколения Т-50, разрабатываемый ОКБ Сухого. Он построен с применением технологий малозаметности, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой. Его главный козырь - маневренный бой.
Кстати
Нынешний контракт по модернизации истребителей-перехватчиков МиГ-31 - уже не первый. Предыдущий был заключен с нижегородским авиастроительным заводом "Сокол". Согласно контракту "Сокол" должен передать ВВС РФ более 50 модернизированных МиГ-31БМ к 2019 году. И как стало известно, "Сокол" успешно выполнил ГОЗ за 2014 год. После комплекса наземных работ и летных испытаний очередная партия самолетов МиГ-31 передана ВВС.