09.12.2014 15:59
    Поделиться

    Из воронежского болота подняли советский бомбардировщик

    В болоте под Воронежем нашли советский бомбардировщик Пе-2, погибший в 1942 году. По номерным деталям поисковики установили, что самолет был выпущен казанским заводом и пилотировал его воронежец.

    О лежащем у Кожевенного кордона бомбардировщике Виталию Латарцеву, руководителю фирмы подводных работ "Петр" и не последнему человеку в мире военно-исторического поиска, рассказал здешний лесничий Борис Ломакин еще в 1971 году. Водохранилища тогда не было, по сухому лугу Латарцев с Ломакиным на мотоцикле подъехали непосредственно к озеру, в котором лежал бомбардировщик.

    - Из воды торчал металлический уголок. Я залез в воду, пошатал его безрезультатно и вылез. На этом первая экспедиция и закончилась, - рассказал Латарцев. - По-серьезному мы подступились к самолету летом 1979 года. Уже существовало воронежское водохранилище, поэтому заливной луг, на который упал бомбардировщик, превратился в болото. 200-метровую гать через него строили школьники, а мы ныряли по выходным. Достали много, но ничего такого, что помогло бы идентифицировать самолет. Скомканные листы обшивки, из более-менее целого -дутик (хвостовое колесо), стойка левого шасси и пулемет радиста с расстрелянным боекомплектом. Зато нашли подтверждение легенде, рассказанной жителем кордона Николаем Бобрешовым.

    Во время войны тот, как и все здешние мальчишки, наблюдал воздушные бои, сидя на крыше. Он видел, как со стороны Чертовицка возвращалась группа наших пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Один взяли в клещи немецкие истребители. Бомбардировщик отстреливался, но немцы его подожгли. Самолет плавно пошел вниз - видимо, летчик надеялся посадить машину на луг. Мягкой посадки не получилось - Пе-2 врезался в луг, образовалась воронка, быстро заполнившаяся водой. Когда пацаны с кордона к ней прибежали, место падения уже было оцеплено военными - в лесу стояло много частей Красной армии. Вместе с алюминиевым крошевом - самолет разрушился полностью, - из воронки баграми достали куски разорванной кожаной куртки - предмета по тем временам большой редкости и огромной ценности.

    Хлопчатобумажные летные комбинезоны при аварии пропитывались парами бензина и вспыхивали, летчики сгорали в воздухе прямо в кабинах. А кожаные регланы не горели. Из-за нехватки курток (запасы регланов спалили в 41-м году при отступлении) летало в них исключительно начальство: от командира эскадрильи и выше. Поработав в 79-м году грунтососом, экспедиция нашла воротник кожаного реглана. Вытащили также пилотку с голубым кантом и заправленной за обшлагом иголкой с намотанной на нее ниткой, как и положено по уставу.

    - Летали летчики в кожаных шлемофонах, а на аэродроме после приземления снимали их - июль, жарко. Чтобы не нарушать форму одежды, за пазухой возили пилотку, - пояснил Латарцев. - Еще нашли 100-граммовую банку свиной тушенки. Это паек, который летчики брали с собой на случай парашютирования. Поскольку банка была надтреснутая, мы пробовать не стали, отдали собаке. Та съела с удовольствием, ничего с ней не случилось.

    Наконец, в декабре 2014-го, дождавшись, пока болото замерзнет - летом здесь, кроме кормления комаров, делать нечего, - сотрудники фирмы Латарцева и поисковики из воронежского объединения "Дон" снова вернулись на Кожевенный кордон. Коллеги из фирмы "Наутилус" одолжили экспедиции болотный экскаватор, похожий на первые танки - небольшая башенка со стрелой на огромных гусеницах. Чудо-машина полдня шла к месту работы, а затем живо вычерпала неглубокое болото.

    Извлеченное из глубин промыли гидропушкой. Помимо алюминиевого фарша из обшивки и сплющенных в медный ком радиаторов достали фрагмент двигателя, на которой был выбит заводской номер 21-181.

    - Эта комбинация цифр относится к воронежскому авиазаводу № 16, эвакуированному во время войны в Казань. Двойка - год выпуска, единица - квартал. Последние три цифры - порядковый номер мотора, - объяснил Латарцев.

    Следом из болота достали створку бомболюка с номером самолета 14/78. Дальнейшее было уже делом техники - к вечеру того же дня военный историк Борис Давыдов раскопал историю самолета и сведения об экипаже. 15 июня 1942 года бомбардировщик Пе-2 с бортовым номером 14/78 (номера двигателей 21-181 и 21-195) поступил в 723-й бомбардировочный авиаполк с казанского авиазавода. Командиром экипажа на него назначен командир 1-й эскадрильи капитан Иванов.

    "19 июля самолет не вернулся с боевого вылета. Четверка Пе-2 под командованием Иванова бомбардировала скопление немецкой техники у деревни Подклетное. При возвращении с задания самолет командира был атакован тремя истребителями Хейнкель-113. Самолет в неравном бою был подожжен; штурман лейтенант Блинов был ранен в ногу, а стрелок-радист старшина Бурянин - в руку. Несмотря на полученные ранения, они продолжали вести бой с горящего самолета, отбили около семи атак. Огнем стрелка-радиста был сбит один Хейнкель. Лейтенант Блинов и старшина Бурянин выпрыгнули. Капитан Иванов, по-видимому, погиб вместе с самолетом", - значится в архивах министерства обороны.

    Другая справка из того же архива сообщает, что капитан Иванов Иван Дмитриевич, 1908 года рождения, не вернувшийся с боевого задания 19.07.42 г., был призван в армию из города Бутурлиновка Воронежской области, где на улице Ярославской, 7 проживала его жена Иванова Любовь Семеновна.

    P.S. На поляне неподалеку от места падения Пе-2 будет установлен памятный знак с извлеченными из болота остатками пропеллера.

    Поделиться