Анна Меликян: Счастье для меня - жить в иллюзиях

Ее кино относится к редкому у нас направлению - арт-мейнстриму. А авторитетный журнал Variety включил Анну Меликян в десятку самых перспективных режиссеров мира. После премьеры "Звезды" с молодым, но уже признанным российским режиссером встретилась корреспондент "РГ".

Уже третий полнометражный фильм Анны Меликян - снова трагикомическая смесь жанров, где в центре повествования - угловатая, хрупкая и неуклюжая девушка, храбро покоряющая этот безумный, безумный, безумный мир. Также в фильме есть три других по-своему трагических персонажа, в роли одного из которых дебютирует 19-летний Павел Табаков, отправившийся по стопам своего знаменитого отца. Примечательна "Звезда" и песнями Алины Орловой, и операторской работой лауреата Венецианского кинофестиваля Алишера Хамидходжаева, и пародией Гоши Куценко на самого себя. И двумя призами на "Кинотавре"-2014: "за лучшую режиссуру" и "лучшую женскую роль", который достался литовской актрисе Северии Янушаускайте. А еще - и довольно скромным по российским меркам бюджетом в два миллиона долларов.

Кажется, что ваши героини, что в "Русалке" (режиссерском дебюте Меликян. - Прим. А. А.), что в "Звезде" - это женские вариации на тему князя Мышкина: свобода от общества, непосредственность поведения, а при этом - сильное влияние на людей вокруг. Вы именно так представляете себе идеальную жизнь женщины, стремящейся сохранить свое "я", а по возможности еще и устраниться от повседневных хлопот и проблем?

Анна Меликян: Честно говоря, я никогда не думала о своих героинях в таком ключе. Но вполне возможно, что выбор героинь - бессознательный процесс, в котором выражается мой интерес к таким людям. Кому-то они кажутся сумасшедшими, они, действительно, зачастую не совсем адекватно себя ведут, и я понимаю тех, кто утверждает, что их нельзя пускать в приличное общество. Но они живые, они - настоящие! Поэтому меня к ним тянет, и надо сказать, их тянет ко мне, уж не знаю почему.

А таких идеалистов, как Костя, сын олигарха, который отказался от отцовского благосостояния и работающий дворником, вы тоже встречали?

Анна Меликян: Прототипом героя Павла Табакова стал сын моей знакомой, которая постоянно делилась со мной своими материнскими страхами и опасениями. Мы, конечно, этот бунт нашего героя утрировали. Но в принципе таких мальчиков много - нежелающих быть похожими на родителей, которым кажется, что путь родителей ложный, фальшивый, у них-то все должно быть по-другому.

И мне кажется, здесь очень важен тот момент, что его отец - не бизнесмен, как мы предполагали сначала, а чиновник. Все-таки можно предположить, что бизнесмен нажил капитал своим мозгом, своим талантом. И это достойно уважения. Совсем другое дело чиновник, благосостояние которого построено явно на нечестных деньгах. Но, признаюсь, я вполне себе вижу вторую серию, как этот мальчик, сегодняшний идеалист, завтра спокойно заправляет в Госдуме. В жизни, увы, так чаще всего и происходит.

Еще один яркий персонаж - чиновник в исполнении Андрея Смолякова, поневоле вызывающий сочувствие. А вот кому нет оправдания - галеристу, который ждет смерти своей клиентки, чтобы повыгоднее продать ее картину.

Анна Меликян: Он - продукт времени, так же, как и та журналистка, пославшая эсэмэску врачу, лечащему Эльдара Рязанова. Знаете эту историю? Журналистка написала врачу, что если Эльдар Александрович уйдет, то она должна первая об этом узнать. Что и говорить - цинизм зашкаливает, и люди теряют всякую человечность, для них все "просто бизнес"... Многие документалисты уверены, что их задача: зафиксировать момент, рассказать о нем миру, и тогда, возможно, мир изменится. Есть прекрасный короткометражный фильм про женщину-фотографа, работающую в "горячих точках". Однажды в ее объектив попала девочка, на которую солдат направил автомат. Что делать фотографу? Броситься спасать или нажать на кнопку фотоаппарата? В конце фильма мы видим, как ей вручают приз как лучшему фотографу года и собственно фотографию: девочка с пулей во лбу. Фильм идет шесть минут, но действует невероятно мощно. Я прекрасно понимаю точку зрения документалистов и этого фотографа в том числе, которая убеждена, что кадр с убитым ребенком может что-то изменить в нашем мире. Но для меня есть только один вариант: сделать все, чтобы спасти погибающего.

Тогда скажите, какая тема для вас как художника абсолютно запрещена?

Анна Меликян: Я чувствую очень сильную связь между кино и собственной жизнью, поэтому есть темы, которые даже не осмелюсь озвучить. За 7 лет, что я не снимала фильмы, ко мне пришло осознание, какое же это счастье для меня - жить в творчестве, жить в иллюзиях и придуманных историях. Так стоит ли мне разрушать свое счастье? Ведь снимая кино, я все происходящее в нем как бы впускаю в свою жизнь...

На ТВ тебе не рады, если приносишь историю "из жизни богатых", мол, народ это не любит смотреть

Но вернемся к "Звезде", события которой разворачиваются на фоне строящейся Москвы.

Анна Меликян: Эта та Москва, в которой мы жили месяцы, когда придумывали фильм. Весь центр был взъерошен, не покидало ощущение, что ведутся военные действия. Так что художественное решение не свалилось с неба, оно нас окружало.

Но если в советском кино стройка символизировала прекрасную будущую жизнь, то у вас строительство выглядит как разрушение. И это - тенденция в нашем нынешнем кино...

Анна Меликян: Потому что больше никто никому не верит. Когда видишь брусчатку, приготовленную к укладке, поневоле начинаешь думать, у кого чья жена, на каком посту, сколько на этом кто-то заработает. Конечно, очень хочется радоваться, что строится новая жизнь, но увы...

Помимо съемок полнометражного кино вы еще и ищете возможность помогать людям, снимая короткометражки для благотворительного аукциона, который проводит Светлана Бондарчук. Куда потом идут деньги?

Анна Меликян: Вчера как раз закончила монтаж короткометражки с очень длинным названием "Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены"... А аукцион такой проходит каждый год, в одном из ресторанов на Рублевке. Его гости - люди, которые в состоянии платить. Вначале им показывают тот или иной фильм, а затем они начинают торговаться... Так собирается некая сумма денег, которая распределяется по разным благотворительным фондам.

Значит, есть люди, которые идут на некий жест благотворительности. Но мы предпочитаем говорить не об этом и не о них, а о том, как у нас все плохо и все воруют. А ведь именно благодаря людям из этой "прослойки" возникли Третьяковка и МХТ.

Анна Меликян: Я согласна с вами. Но тут же как продюсер могу заметить, что здесь "вина" не только кинематографистов. На ТВ никто тебе не рад, если ты приносишь историю "из жизни богатых", мол, народ это не любит смотреть. А с другой стороны, чтобы показать "Рублевку" достоверно, нужны большие бюджеты. Аренда домов, нарядов, драгоценностей, машин - все это обойдется в немалую сумму. Какой продюсер сериала потянет такое? Что касается полного метра, то здесь, мне кажется, проблема в авторах - достоверно рассказать об этой жизни может лишь тот, кто знает эту жизнь изнутри.

Что вы снимаете теперь?

Анна Меликян: Это не совсем типичный для меня фильм - все герои его живы, счастливы и любят друг друга. И вообще, очень весенний по атмосфере - с юмором, песнями и танцами. К тому же удалось увлечь целый актерский цветник - от Юры Колокольникова и Владимира Машкова до Марии Шалаевой и Ренаты Литвиновой.

Визитная карточка

Выпускница ВГИКа и ученица Сергея Соловьева. В 2004 году по своему сценарию поставила дебютный полнометражный фильм "Марс". Главные роли согласились исполнить такие звездные актеры, как Гоша Куценко и Евгения Добровольская. Известность пришла с фильмом "Русалка" (2007 год). Он был удостоен ряда наград международных кинофестивалей, в том числе на Берлинском МКФ (2008 год, приз ФИПРЕССИ). В последние годы Анна Меликян занималась продюсированием недорогих романтических комедий и сериалов. Всего их на ее счету 15. Работала режиссером программ на ТВЦ и НТВ. Лауреат молодежной премии "Триумф".