Инициатива вносит правку в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которой материалы о проведении прослушки и некоторых других секретных мероприятий должны рассматриваться при участии прокурора.
Решающее слово, слушать или нет человека, конечно, останется за судьей. Однако именно прокурор, согласно проекту, должен будет давать заключение о законности применения устройств и ограничения конституционных прав граждан. По мнению авторов идеи, такой порядок станет дополнительной защитой от возможных нарушений.
Право спецслужб тайно слушать подозрительных людей, читать их переписку не подлежит сомнению. Это важный инструмент, позволяющий разоблачить или даже остановить преступника.
Мы никогда не узнаем, сколько терактов было предотвращено потому, что оперативники перехватили с помощью прослушки важную информацию. Однако можно быть уверенным, что такая работа постоянно спасает чьи-то жизни.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, число запросов спецслужб на проведение секретных мероприятий резко возросло. За полгода суды выдали почти 226 тысяч разрешений об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Для сравнения, в прошлом году за тот же срок было выдано 185 тысяч таких разрешений, в 2012 году - почти 179 тысяч. По словам экспертов, в спецслужбах за подобной работой налажен строгий ведомственный контроль. И все же прокуратура тоже должна следить за законностью решений в этой сфере.
На деле же, как полагают авторы проекта, у прокуроров есть право, но часто нет возможности своевременно изучить подобные материалы, пока решение еще принимается или работа только-только началась. Проблема в том, что закон не предусматривает механизма, позволявшего бы прокурорам, как говорится, держать руку на пульсе в режиме реального времени. Они, как сказано в пояснительной записке, порой узнают о подобных мероприятиях постфактум, когда прослушка либо вовсю идет, либо вообще закончилась. Поэтому предлагается дать прокурорам право принимать участие в судебном заседании, где решается вопрос о прослушивании телефонов, чтении почты и тому подобных ограничений прав граждан.
Сейчас трудно предсказать судьбу инициативы. Хотя многим правоведам она нравится. "Введение в процесс принятия судом решения о производстве оперативно-разыскных мероприятий прокурора, т. е. лица, наделенного надзорными полномочиями по отношению к спецслужбе, может ограничить любопытство этих служб к частной жизни граждан, по крайней мере защитить нас в самых крайних случаях", - сказал эксперт Федеральной палаты адвокатов России Юрий Костанов.
Кроме того, данный законопроект предлагает скорректировать срок хранения записей прослушки. По закону, поясняют авторы инициативы, фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания. Об этом составляется соответствующий протокол. Но часто бывает, что оперативная разработка еще продолжается, а полученные в начале операции записи пора стирать. Между тем в них есть важная информация, которая может пригодиться следствию. Поэтому проект предлагает не уничтожать фонограммы до тех пор, пока дело оперативного учета не закрыто (оно может вестись до двух лет), а после этого ждать еще три месяца и лишь потом уничтожать.
По мнению адвоката Юрия Костанова, предложение совершенно разумное и не ущемляет прав граждан.