10.12.2014 18:51
    Поделиться

    Ученые предложили бизнесу вложиться в изучение Арктики

    В последние годы в мире наблюдается горячий интерес к северной полярной зоне планеты. Это лишний раз подтвердила завершившаяся в Салехарде всероссийская конференция "Освоение Арктики - новый виток в развитии отечественной науки и инноваций". Никогда раньше столько представительных форумов, симпозиумов, конференций, посвященных проблемам Арктики, не проводилось: в 2014-м больше десятка наберется. Столица Ямала точку не поставила. Вчера эстафету перехватил Санкт-Петербург, а на следующей неделе группа отечественных ученых продолжит дискуссии в Венеции.

    Бизнес, власти циркумполярных стран рассматривают ледяные просторы как гигантскую энергетическую кладовую, которая выручит человечество, когда станут иссякать месторождения углеводородов в умеренных, теплых широтах. Недавно возбудило аппетит промышленников открытие богатых залежей высококачественной нефти в Карском море. Ученые рассматривают индустриальное освоение арктического региона как испытание правительств отдельных государств, мирового сообщества в целом на зрелость - технологическую, экологическую, нравственную. Они предостерегают от поспешных, сырых, волюнтаристских решений. Ошибок и просчетов, например при прокладке транспортных коммуникаций, сделано уже немало, благо не роковых.

    Тем временем экспертов взволновали потрясающие по природной мощи газовые выбросы вечномерзлых пород за Полярным кругом. По данным заведующего лабораторией академического Института проблем нефти и газа профессора Василия Богоявленского, в высоких широтах выявлено уже восемь таких воронок. Из них самая большая и знаменитая - на полуострове Ямал (здесь залповый выброс газогидратов сопоставим с мощностью взрыва 11 тонн тротила) - находится в относительной близости к газоконденсатным промыслам, трубопроводу. Главный научный сотрудник Института криосферы Земли Марина Лейбман призывает тщательно исследовать арктические районы для прогнозирования образования грозных воронок, потенциальные точки прорывов нанести на карты. При дальнейшем наступлении глобального тепла подобных "мин замедленного действия" будет все больше. Аналогичные сюрпризы газогидраты могут преподнести и в морской акватории, спровоцировав, как и на суше, техногенные катастрофы.

    Заместитель губернатора ЯНАО Александр Мажаров на примере гибели прошлой зимой и весной около 90 тысяч оленей показывает роль природных катаклизмов и хозяйственной деятельности человека. Образование прочной ледяной корки над ягелем - основная, но не единственная причина невиданного падежа животных. Нефтегазовые компании, продвигаясь на север, урезают площади пастбищ. В свою очередь, поголовье ямальского стада давно, еще в конце прошлого века, намного превысило кормовые ресурсы территории, растительный покров постепенно уничтожается. Если и впредь пассивно наблюдать за ситуацией, однажды Ямал превратится, по выражению Мажарова, в холодную арктическую пустыню.

    Когда раны, нанесенные Арктике, неглубоки, их реально залечить. Остров Белый, омываемый водами Ледовитого океана, в советскую эпоху превратили чуть ли не в помойку, закидав бочками из-под топлива, прочим ломом. А ведь тут обитают белые медведи. Региональное правительство призвало на подмогу волонтеров, они за три сезона собрали мусор, вывезли на переработку. Летом здесь работал стационар по мониторингу состояния гидросферы, вечной мерзлоты, воздуха, животного мира. В 2015-м начнутся круглогодичные наблюдения. Подобные пункты будут открыты на соседнем Гыданском полуострове, а также на полуострове Ямал - близ поселка Сабетта, где наблюдается беспрецедентный для этих широт промышленный натиск с разработкой крупного месторождения, форсированным строительством завода по сжижению газа, аэропорта, морского порта.

    Проект последнего, кстати, претерпел изменения уже в ходе строительства из-за недостатка инженерных знаний, опыта зимней эксплуатации специфической прибрежной акватории в морском заливе. Затраты, в том числе бюджетные, значительно выросли.

    - Расширение сети стационарных станций радует. Впервые в истории отечественной науки мы осуществляем мониторинг севернее 80-й широты - с одного из островов Земли Франца Иосифа. Лучший по оснащению стационарный комплекс находится на острове Самойловский в дельте Лены, где много лет работает российско-германская команда исследователей. По распоряжению главы государства на оборудование выделено полмиллиарда рублей. На Шпицбергене появится даже научный центр, - рассказывает академик РАН, авторитетный российский мерзлотовед Владимир Мельников. - Нам, в частности, важно понять механизм влияния Арктики на глобальный климат. Судя по ряду признаков, наступает цикл похолодания, увеличивается льдистость в районе Северного морского пути. Четко спрогнозировать процессы - значит обладать выверенными технологическими решениями при возведении инфраструктурных объектов, их обслуживании, уберечься от неэффективных трат.

    - С другой стороны, в кризис на финансировании науки, особенно академической, в очередной раз сэкономят. Что делать? - спрашиваю академика.

    - Да, мы не в состоянии себе позволить, к примеру, облет арктических территорий на вертолете - час стоит 160 тысяч рублей. К той же ямальской воронке наши коллеги выстроились, образно выражаясь, в очередь. Главный вопрос - как до нее добраться... Нас выручает созданный в Салехарде российский центр освоения Арктики. В самом городе организовать фундаментальные исследования крайне затруднительно - нет университетской базы, мало НИИ, недостаточна прослойка ученых. Салехард координирует управление и финансирование, ставит задачи, их решают коллективы из других регионов. При возможности и необходимости подключаются наши зарубежные партнеры.

    Что касается нехватки денег, то я разделяю мнение о необходимости смены пропорций. Сейчас исследования не более чем на треть финансирует бизнес, остальное дает бюджет. Должно быть наоборот.

    - Насильно мил не будешь. Как заинтересовать бизнес?

    - Предприниматели обычно предпочитают закупать готовые иностранные технологии, нежели вкладываться в разработку отечественных. Убежден: они изменят мышление при грамотной формулировке конечной цели. Она должна носить практический характер, быть направлена на получение готового продукта, - говорит Владимир Мельников. - На последней конференции я заострил внимание на проекте под условным названием "Арктические дороги". Без надежной и безопасной транспортной инфраструктуры бережное, эффективное освоение региона немыслимо. Помимо строительства сотен километров новых дорог предстоит модернизировать имеющиеся рельсовые, автомобильные магистрали, которые не обладают достаточным запасом прочности для резкого увеличения грузопотока и скорости движения. В поисках материалов, предохраняющих насыпные пути от деформации, мы пришли к выводу о необходимости повсеместного использования диатомитов. Научились их превращать в гидрофобные, гидроизоляционные материалы. Тут мы мыслим в одном направлении с немецкими учеными, а американские компании, экспериментирующие с диатомитами, выразили желание с нами сотрудничать. Вот вам пример того, как заинтересовать, убедить российский бизнес вкладывать капиталы в отечественные оригинальные полезные разработки.

    Поделиться