10.12.2014 00:00
Поделиться

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Роспотребнадзора

Утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Роспотребнадзора
Дата подписания: 03.12.2014Опубликован: 10.12.2014
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет
 
Утвердить прилагаемые:
 
 требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
 
 форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
Председатель Правительства 
Российской Федерации 
Д. Медведев 
 
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.12.2014.
 
 
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
 
 I. Общие положения
 
 1. Настоящие требования определяют порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, под которыми понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, правообладателями которых являются Служба, территориальные органы Службы, федеральные бюджетные учреждения здравоохранения (центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации) и их филиалы, федеральные бюджетные учреждения науки, находящиеся в ведении Службы, федеральные казенные учреждения здравоохранения противочумного профиля и их филиалы (далее - объекты (территории).
 
 2. Персональную ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) несут должностные лица, осуществляющие руководство объектами (территориями) (далее - руководитель объекта).
 
 3. Настоящие требования не распространяются на объекты (территории), подлежащие обязательной охране полицией.
 
 
 II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
 
 4. В целях установления дифференцированных требований по обеспечению безопасности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях) и возможных последствий их совершения осуществляется категорирование объектов (территорий).
 
 5. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, наличие на объектах (территориях) критических элементов, повреждение которых приведет к прекращению нормального функционирования объектов (территорий), степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов на объектах (территориях), а также возможные последствия их совершения.
 
 Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей количества людей, работающих на объекте (территории), количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, возможного материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории), а также времени, необходимого на восстановление объекта (территории).
 
 6. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):
 
 а) объекты (территории) первой категории - потенциально опасные объекты (территории), имеющие критические элементы, террористический акт в отношении которых может привести к опасным социально-экономическим последствиям, прекращению нормального функционирования объекта (территории) и значительному материальному ущербу, в том числе:
 
 объекты (территории), имеющие в своем составе лаборатории, осуществляющие деятельность с микроорганизмами I-II групп патогенности;
 объекты (территории), на которых хранятся государственные или рабочие коллекции микроорганизмов I-II групп патогенности;
 б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), не вошедшие в первую категорию, а также административные здания и учреждения с большим количеством сотрудников и посетителей (более 500 человек);
 в) объекты (территории) третьей категории - объекты (территории), не отнесенные к объектам (территориям) первой и второй категорий.
 
 7. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя объекта создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия), в состав которой включаются:
 
 а) руководитель объекта или уполномоченное им лицо (председатель комиссии);
 б) сотрудники объекта (территории), отвечающие за пожарную безопасность, охрану и инженерно-техническое оснащение, секретное делопроизводство;
 в) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию).
 
 8. По решению председателя комиссии к работе комиссии могут привлекаться сотрудники специализированных организаций.
 
 9. Обследование объектов (территорий) проводится при определении их категории, вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, при изменении характеристик объектов (территорий), влияющих на их значимость и требующих установления другой категории, при существенном изменении распределения сил и средств охраны объектов (территорий).
 
 10. На каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы, совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.
 
 11. Выявление критических элементов объекта (территории) включает в себя:
 
 а) определение потенциально опасных участков объекта (территории) и составление их перечня;
 б) определение критических элементов объекта (территории) из числа потенциально опасных участков объекта (территории) и составление их перечня;
 в) определение угрозы совершения акта незаконного вмешательства и вероятных способов его осуществления по отношению к каждому критическому элементу объекта (территории);
 г) определение модели нарушителя в отношении каждого критического элемента объекта (территории);
 д) оценку уязвимости каждого критического элемента объекта (территории) в отношении угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
 
 12. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:
 
 а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, расположенных на объекте (территории);
 б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте (территории);
 в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);
 г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
 
 13. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории).
 
 
 III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
 
 14. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
 
 а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:
 разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;
 своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
 оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами охраны;
 организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля за их функционированием;
 обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
 организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);
 
 б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях), и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:
 принятия мер дисциплинарного характера к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов;
 периодической проверки помещений, зданий и сооружений, а также критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок личного транспорта с целью выявления признаков подготовки или совершения террористического акта;
 организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории);
 
 в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
 своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса (провоза) запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории) или попыток выноса с объектов (территорий) биологического материала;
 организации санкционированного допуска граждан и автотранспортных средств на объекты (территории);
 исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий);
 поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);
 обеспечения обхода и осмотра объектов (территорий), а также периодической проверки складских и подсобных помещений;
 контроля состояния помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;
 организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
 
 г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:
 своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
 обучения работников объектов (территорий) способам защиты и действиям в случае поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;
 проведения учений и тренировок с работниками объектов (территорий) по их безопасной и своевременной эвакуации из зданий (сооружений);
 своевременного оповещения работников объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации;
 проведения занятий с работниками объектов (территорий) по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.
 
 15. На объектах (территориях) в интересах обеспечения их антитеррористической защищенности размещаются наглядные пособия с информацией:
 
 а) о действиях работников при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях);
 б) о порядке действий работников в случае поступления информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях).
 
 16. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия:
 
 а) назначение лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории);
 б) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов, контроль их функционирования;
 в) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
 г) поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств, обеспечение объекта (территории) бесперебойной и устойчивой связью;
 д) немедленное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до территориальных органов безопасности и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
 е) обучение работников объекта (территории) способам защиты и действиям в случаях поступления информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении.
 
 17. В отношении объектов (территорий) первой и второй категорий дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 16 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
 
 а) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерствавнутренних дел Российской Федерации по защите объекта (территории) от террористических угроз;
 б) санкционированный допуск граждан и автотранспортных средств на объект (территорию);
 в) оснащение объекта (территории) современными инженерно-техническими средствами и системами охраны;
 г) проведение учений и тренировок с работниками объекта (территории) по их безопасной и своевременной эвакуации из зданий (сооружений).
 
 18. В отношении объектов (территорий) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 16 и 17 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
 
 а) обеспечение особого порядка допуска на объект (территорию);
 б) разработка организационно-распорядительных документов по особому порядку допуска на объект (территорию);
 в) проведение учений и тренировок с привлечением подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации и аварийно-спасательных подразделений, направленных на защиту объекта (территории) при угрозе и в случае совершения террористического акта и ликвидации его последствий.
 
 19. При получении информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) руководителями объектов осуществляются мероприятия по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы и предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий).
 
 20. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".
 
 
 IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях)
 
 21. Работники объекта (территории) при получении информации об угрозе совершения террористического акта, в том числе анонимной, обязаны незамедлительно сообщить указанную информацию руководителю объекта или лицу, его замещающему.
 
 Руководитель объекта или лицо, его замещающее, при получении указанной информации, а также в случае совершения террористического акта незамедлительно информирует об этом территориальные органы безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и руководителя вышестоящей организации.
 
 22. Информирование об угрозе совершения и о совершении террористического акта на объектах (территориях) осуществляется посредством имеющихся средств связи и обмена информацией.
 
 23. Руководитель объекта либо лицо, его замещающее, при получении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта обеспечивает:
 
 а) своевременное оповещение (информирование) работников и посетителей объекта (территории) об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
 б) безопасную и беспрепятственную эвакуацию работников и посетителей объекта (территории);
 в) беспрепятственный допуск на объект (территорию) сотрудников органов федеральной службы безопасности, внутренних дел и аварийно-спасательных подразделений.
 
 
 V. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)
 
 24. Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или территориального органа Службы, определяемыми руководителем Службы или руководителем территориального органа Службы.
 
 25. Контроль за выполнением настоящих требований осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок.
 
 26. Плановые проверки организуются на основании планов проведения проверок, утверждаемых руководителями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального органа Службы.
 
 Плановые проверки осуществляются не реже одного раза в 3 года.
 
 Продолжительность плановой проверки объекта (территории) не должна превышать 4 рабочих дня.
 
 По результатам проверки составляется акт, который хранится совместно с паспортом безопасности объекта (территории).
 
 27. Внеплановые проверки проводятся в целях контроля устранения недостатков, выявленных в ходе плановых проверок, с учетом оперативной обстановки на территории субъекта Российской Федерации, в случае введения уровней террористической опасности, а также по решению руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 
 Продолжительность внеплановой проверки объекта (территории) не должна превышать 2 рабочих дня.
 
 
 VI. Паспорт безопасности объекта (территории)
 
 28. На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности.
 
 29. Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом, определяющим состояние антитеррористической защищенности объекта (территории) для осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории).
 
 30. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, подписывается всеми членами комиссии, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо лицом, им уполномоченным.
 
 31. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в 30-дневный срок со дня его разработки.
 
 32. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
 
 Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 33. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.
 
 Первый экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится в администрации объекта (территории), второй экземпляр направляется в вышестоящий орган (организацию), в ведении которого находится объект (территория).
 
 Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
 
 34. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года, а также в случае изменения:
 
 а) основного вида деятельности объекта (территории);
 б) общей площади и периметра объекта (территории);
 в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте (территории);
 г) организации охраны и защиты объекта (территории);
 д) мероприятий по инженерно-технической защите объекта (территории).
 
 35. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.
 
 Изменения вносятся в оба экземпляра паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причины и даты их внесения и заверяются подписью руководителя объекта.
 
 36. Решение о замене паспорта безопасности объекта (территории) принимается руководителем объекта по результатам актуализации паспорта безопасности объекта (территории).
 
 37. Хранение паспорта безопасности объекта (территории), признанного по результатам актуализации нуждающимся в замене и (или) утратившим силу, осуществляется в течение 3 лет.
Поделиться
Рассылка свежих документов номера
Подписаться
Новые документы