Сергей Шеховцов представил в Stella Art выставку "На/вылет"

В фонде Stella Art открылась новая выставка Сергея Шеховцова "На/вылет". Художник, скульптор, ваятель грез и мастер создавать "живые картины" из поролона в этот раз представил объекты из бронзы, ткани, пенопласта… В общем, палитра явно расширяется. Но любимая тема Шеховцова остается: что бывает, когда мечты сбываются? Художник помогает представить невозможное.

Если вы видели "Короткий монтаж" Сергея Шеховцова в фонде "Екатерина" (это была большая ретроспектива на пару этажей, показанная в 2013), то вы в курсе, что Шеховцов из тех художников, чьи выставки стоит смотреть. С тех пор, как его "Беспечный ездок", сделанный из поролона, прошибив "стену", ворвался в зал павильона России на Венецианской биеннале 2009 года, стало ясно, что Шеховцов работает столько же с поролоном (пластиком, гипсом и прочими невечными податливыми материалами), сколько с киношными образами и родными грезами. Словом, с плодами воображения - материями зыбкими и неуловимыми, которые, тем не менее, "существуют, и ни в зуб ногой". В этом смысле Шеховцова можно назвать "пограничником" - он вспахивает ничейную полосу между грезами и реальностью, и что еще более интересно - между скульптурой, инсталляцией и кинематографом.

Можно, конечно, заметить, что вообще-то эта полоска очень даже окультурена. На ней успели поработать поп-артисты от Энди Уорхола до Джеффа Кунса, которые запустили в художественный оборот образы коллективных иллюзий, рекламной мечты и объектов массового спроса, будь то банки томатного супа, постеры с блондинками-кинодивами или надувные игрушки. Шеховцов на них вроде бы похож: его крутой мотоциклист, пробивающий (легко!) стену препятствий на пути к мечте, примчался, конечно, из фильмов, компьютерных игр, журнальных картинок. Но вот штука - примчаться-то он примчался, стену-то разбил. Да вот странность, он как бы в этой самой стене и застрял. Висел одним колесом здесь, а другим, невидимым, за стенкой. Вроде как и мчится, но в то же время - "завис" на месте. Иначе говоря, если художники поп-арта больше упирали на тиражируемость образов массового потребления, на их замыленность и повсеместность, то Сергея Шеховцова интересует именно граница между "материей" грез и реальностью, ее прозрачность, незаметность и подвижность. Попросту говоря, если зрителя занимал сам крутой ездок и его мотоцикл, увековеченные в раскрашенном поролоне, то самого художника, пожалуй, больше волновала та стена грез, в которой он прочно застрял.

Кроме того, если художники поп-арта использовали вовсю жизнерадостный идиотизм рекламы в своих художественных целях, то Шеховцову скорее по вкусу мрачные киберпанковские антиутопии, вроде незабвенного "Бегущего по лезвию бритвы". Как и в давнем культовом фильме Ридли Скотта, у Шеховцова образы современного мегаполиса напоминали одновременно о высоких технологиях и о не менее высокой степени агрессии "человека разумного". Его "Банкомат" (из пенопласта, если не ошибаюсь) с расколотым монитором был монументален и величав, как античная руина, но напоминал не о величии прошлого, а о варварах настоящего. Даже символы власти, как "Трон" (из пластика, гипса, поролона?) окружен камерами слежения, что выдавало уровень не столько угрозы, сколько привычных опасений. Уличные песики из пенопласта, рвущие друг у друга из пасти добычу, были похожи то ли на остатки парковых скульптур, то ли на знаки бездомного отчужденного пространства мегаполиса.

Нынешняя выставка "На/вылет", на которой представлены работы разных лет от "Зажигалок" 2011 года до новой инсталляции "На/вылет", объединила оба любимых мотива Шеховцова: пограничья между реальностью и грезой, агрессии как оборотной стороны цивилизации. О границе, правда, напоминает только "Монитор" с опаленным краем, подвешенный в углу зала. Никакой гладкости экрана, вместо нее - многослойность "цифровой развертки", словно перед нами слом дерева. А в центре зала - огромное мягкое кресло с ручками, вроде офисного, но данное в резком ракурсе. Шеховцов любит создавать объекты так, словно он их видит в динамике движения. Тут же не только кресло сдвинуто назад и слегка вниз, словно персонаж его катапультировался секунду назад, но вихрь движения сохранен в спирали, завершающейся маленькой белой моделью истребителя. Он то ли падает (если летчик катапультировался), то ли рвется к цели (если перед нами - мир "заэкранья" компьютерной игры).

Окружающий интерьер не столько проясняет ситуацию, сколько подчеркивает "двойственность" мотива. Угол зала аккуратно обит маскировочным материалом. Кроме военных, его (как немаркий и практичный) любят охотники, рыбаки, а также модные дизайнеры, использующие в гламурных целях military look. Маскировочный материал (по определению, адресованный окружению) в качестве интерьерной обивки смотрится диковато. От кого маскируемся, прячемся? От себя, что ли? Или наоборот, так хотим чувствовать себя крутыми мачо, что даже ткань обоев должна этот образ поддерживать?

Если в "Беспечном ездоке" образ киношной мечты-грезы был персонифицирован, то в нынешней инсталляции "На/вылет" персонаж исчезает, как леди в одноименном фильме Хичкока. Мы оказываемся внутри пространства триллера, самое неприятное в котором то, что нет твердой уверенности, что это только сон (или лишь фильм). Наоборот, все вроде говорит о том, что это реальность: и обои рябенькие, защитной окраски, можно потрогать, и кресло, как у начальства в солидном кабинете… Правда, истребитель игрушечный. Нет, наверное, все-таки игра, или фильм, или сон. Но только проснуться не получается. Но будем надеяться - пока.


Сергея Шеховцова интересует именно граница между "материей" грез и реальностью, ее прозрачность и подвижность. Фото: Сергей Михеев/РГ