Вышел фотоальбом Александра Кочевника "Капелька новгородской крови"

"Безупречная линия горизонта без какого-либо изъяна..." - неужели поэт написал так не про этот пейзаж с широкой лентой Индигирки, режущей поперек зеленую равнину Заполярья? А на переднем плане - само село Русское Устье: редкие дома на берегу реки, маленький храм поодаль...

Этим распахнутым на разворот снимком открывается выходящий в издательстве "Новгородская печатня" фотоальбом двух новгородских авторов - писателя и историка Виктора Смирнова и фотографа Александра Кочевника "Капелька новгородской крови", или Храм для Русского Устья".

Строка Анны Ахматовой в названии книги красноречива: Русское Устье - это действительно капля русского народа, века назад дотекшая до побережья Ледовитого океана. Виктор Смирнов, автор книг о Новгороде Великом, описывает, как свободолюбивые поморы, уходя от бесчинствовавшего на Новгородчине Иоанна Грозного, снарядили суда и, преодолев ледяные моря, достигли Индигирки и основали в ее устье то самое поселение.

Связать исторические факты составителям альбома помогают снимки Александра Кочевника: фотоповествование в книге начинается с новгородских Торговых рядов, за которыми пейзаж с Никольским собором, Спас в Рядах, стены кремля - это от них отчаливали ушкуи с поморов.

...Первым переселенцам пришлось забыть вкус молока и хлеба, которые здесь негде было взять, - они питались рыбой, учились добывать песцов, ездить на собаках и уживаться с якутами и юкагирами. Всему этому переселенцы научились поразительно быстро, и помог им в этом новгородский характер - упрямый, предприимчивый, закаленный веками странствий.

Вот портреты их потомков работы современного фотографа - независимые, полные достоинства взгляды, уверенность в себе, открытость, доброжелательность. Советское время, коллективизация 30-х, война сильно поменяли жизнь в Русском Устье. Поселок переносился на другое место (власти даже дали ему новое имя - село Полярное, так и не прижившееся, жители продолжали называть себя русскоустьинцами), тут появились современные дома, электричество, охотники пересели с ездовых собак на "Бураны", но их традиции и уникальный "русскоустьинский" говор до сих пор живы. Валентин Распутин писал, что здесь сохранился архаичный язык, на котором говорили наши предки, близкие к "Слову о полку Игореве", видно, ушкуйская община была крепкая, сохраняла обычаи и традиции, фольклор, принесенные с русского Севера. Эта речь для нас далеко не всегда понятна, как, к примеру, перевести на современный такое: "Э-э, бра, пошумуха баешь!"

Александр Кочевник получил шанс разобраться во всем этом, оказавшись в заполярном селе летом, - после того, как тут по инициативе губернатора Новгородской области Сергея Митина и митрополита Новгородского и Старорусского Льва, поддержанной главой Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым, был поставлен храм - взамен разоренного до войны.

Деньги на него дали новгородские меценаты, построили новгородские плотники, контейнеры с разобранными на детали храмом, иконостасом, с колоколом доставили сначала в Санкт-Петербург, оттуда в Усть-Кутский порт под Иркутском, потом по Лене контейнеры достигли побережья Северного Ледовитого океанфа и, наконец, Севморпутем приплыли в устье Индигирки. Новгородские мастера заново собрали храм - в альбоме есть его фото еще без креста, только что поднятого плотниками на крышу - и на его освящение, того самого храма, вынесенного в название книги, в гости к русскоустьинцам приехали Егор Борисов, советник президента Владимир Толстой и новгородская делегация во главе с вице-губернатором Александром Смирновым.

А в день службы фотограф поднялся над Русским Устьем на вертолете - и в финале альбома идут впечатляющие панорамы Индигирки, идеальной, чертежной правильности изгибы рек, словно выведенные циркулем заполярные озера, тундра, собранная из разного тона зеленых полей-"лоскутов". Потом Кочевник спустился под землю и впервые увидел - и мы вместе с ним - огромные "ледники" (ударение на первый слог!), хранилища рыбы, с выложенными в один слой на полу тушками чира под заиндевелым потолком.

"Быть ли России в будущем и сколько быть, где сыскать силы и духа для преодоления кризисов? - спрашивает Валентин Распутин в очерке "Русское Устье". - Не подскажут ли пример и опыт маленькой колонии на Крайнем Севере, которая по всем приметам не должна была выжить, но выжила".