ФАС добилась от авиакомпаний снижения цен на билеты

Чтобы постепенно переходить на новую систему ценообразования, при которой авиакомпании учитывают спрос на свои услуги, перевозчики стали "добирать" по несколько маршрутов.

По идее, это должно им помочь более детально проработать программу, с внедрением которой у пассажиров самолетов появится возможность покупать билеты с большими, чем раньше, скидками.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба добилась от авиаперевозчиков снижения цен.

Параллельно ведомство уже занимается вопросом внедрения системы мониторинга, которая позволит отслеживать тенденцию на рынке. Об этом рассказал заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты".

Четыре крупнейшие российские авиакомпании уже получили предупреждения от ФАС о том, что они обязаны следовать принципу динамического ценообразования. Смысл заключается в том, что в случае, если самолет не загружен, стоимость билетов не должна быть завышена.

"Пассажир, когда летит в самолете, проходит по рядам и, осмотревшись, видит, что большинство мест пустует. В понимании ФАС это означает, что ценовая политика этого авиаперевозчика не оптимальна, - пояснил Анатолий Голомолзин. - Это означает, что вы оплачиваете не только свое кресло, но и значительное количество пустых".

РЖД занялась внедрением такой программы с 2013 года, которая учитывает спрос на билеты при формировании цены. "Это позволило порядка 80 процентам пассажиров заблаговременно покупать билет по ценам более низким, чем в предыдущие периоды", - рассказал замглавы ФАС.

В сезон, когда путешествие на поезде наиболее популярно, конечно, придется отдавать за билет больше. Но за счет того, что компания отслеживает, как меняется спрос, и в связи с этим меняет цены, она ежегодно "прирастает" более чем на 11 процентов по пассажиропотоку, отметил Голомолзин.

Многие российские авиакомпании сначала возражали против такой системы. Одна из них даже подала на ФАС в суд, после того как ведомство выдало ей предупреждение. Дело закончилось в пользу антимонопольной службы, которая не оставила без внимания недовольство авиаперевозчиков и провела заседание экспертного совета с крупнейшими игроками на нашем рынке.

"Но нужно понимать, что это не одномоментный процесс. Это не значит, что вчера была одна система, а завтра уже - другая. Это требует изменений в работе маркетинговых служб, минимальных поправок в программном обеспечении… Тут необходимо время для работы, поэтому мы рассчитываем, что в течение следующего года можно будет говорить о более осязаемых результатах этой работы", - заключил Голомолзин.