Несмотря на трудности в экономике, развитие транспортного комплекса продолжает активно финансироваться, сообщил министр в своем докладе. В этом году на эти цели был выделен 1 трлн 400 млрд рублей - более 10 процентов от общего объема инвестиций в стране.
Особенные успехи - у сферы авиаперевозок. Российские авиакомпании в 2014 году перевезут около 95 млн пассажиров, дал прогноз глава минтранса. "Это абсолютный рекорд", - отметил министр, добавив, что такой рост говорит о повышении доступности авиаперевозок для населения. По сравнению с прошлым годом пассажиропоток вырос на 20 процентов.
"Замечу, что рост произошел не только на курортных направлениях, где он в определенной степени обусловлен эффектом импортозамещения, то есть корректировкой предпочтения россиян в пользу отечественных курортов вместо зарубежных, но и за счет региональных аэропортов, - подчеркнул министр. - Резко - до 40 процентов - вырос пассажиропоток в аэропортах Краснодара, Сочи, Минеральных Вод, Анапы, Нижнего Новгорода, Перми, Челябинска".
По словам Соколова, это стало возможным благодаря развитию региональной маршрутной сети и улучшению ценовой доступности авиаперевозок за счет их субсидирования. "Свою лепту в решение этой задачи внес проект низкобюджетного перевозчика "Победа", - добавил глава минтранса.
В следующем году, по планам министерства, будут реконструированы аэропорты Волгограда, Уфы, Калининграда, Саратова и других городов - в первую очередь тех, которые будут задействованы для чемпионата мира по футболу и зимней универсиады в Красноярске.
Депутаты, впрочем, не согласились с тем, что авиабилеты стали доступнее. Алексей Корниенко из КПРФ напомнил, что перелет в соседний город Дальнего Востока обходится россиянам дороже чем за рубеж. Так, билет из Хабаровска в Петропавловск-Камчатский стоит 37 тыс. руб., а из Хабаровска в Сеул - менее 25 тыс. рублей. Соколов в ответ заговорил о программе субсидировании перелетов льготных категорий граждан, а также сообщил о начале работы нового авиаперевозчика, созданного именно для Дальнего Востока. Все это приведет к стабилизации цен на билеты.
Олег Нилов ("Справедливая Россия") тоже возражал против сентенции о доступности цен. Он напомнил, что россиянам опять обещают подорожание авиаперевозок на 15 процентов после Нового года.
Максим Соколов, отвечая на критику, связал рост цен на билеты, в частности, с сезонным подорожанием. Повлияло, конечно, и падение рубля. "60 процентов в цене международных перевозок составляет жесткая привязка к валюте", - сказал он. Плата за топливо, взносы за пролет над иностранными государствами, лизинговые платежи за самолетный парк, обслуживание в аэропортах - все эти платежи зафиксированы в долларах и евро.
Министр немало времени посвятил и транспортному сообщению с Крымом. Так, он сообщил, что более 360 тыс. человек купили в нынешнем курортном сезоне единые железнодорожные билеты. Фракция КПРФ на это предложила ввести такую же практику по всей стране. Обсудили и переход через Керченский пролив - его планируется достроить на рубеже 2018-2019 годов, сообщил Соколов.
Михаил Дегтярев подверг сомнению необходимость железнодорожного обхода Украины по территории России. "А вдруг завтра украинский народ разгонит американских советников?" - предположил он. А деньги-то на объезд Украины (50 млрд руб.) уже будут потрачены! "Насколько политически обоснованно это строительство?" - спросил депутат.
"Вне зависимости от перспектив развития российско-украинских отношений у нас возникает необходимость формировать опорную железнодорожную сеть именно на территории РФ, - ответил министр. - Это нужно, чтобы многократное пересечение границы (там 4 раза надо пересекать границу) не было бы условием для снижения скорости доставки наших пассажиров, особенно в летний период".
По словам министра, строительство железнодорожного обхода, который позволит поездам следовать на юг России, не пересекая территорию Украины, планируется начать в 2015 году и завершить к 2018 году.
Темой дискуссии также стала задача президента по удвоению строительства дорог. "Впервые за многие годы финансирование ремонта и содержание автодорог производится в полном объеме. Это позволит к концу 2018 года привести их в нормативное состояние", - сообщил Соколов. По его словам, чтобы удвоить объемы строительства, надо в ближайшие 10 лет ввести не менее 7 тыс. 600 км федеральных трасс. "И несмотря на оптимизацию бюджета, мы подтверждаем, что эта амбициозная задача реализуема", - объявил министр.
Главная проблема - региональные и местные дороги. До 2022 года планируется ввести порядка 11,5 тыс. км таких трасс. Однако удвоение объемов строительства прогнозируется минтрансом только в 42 регионах. Остальным же субъектам РФ выполнить президентское поручение поможет увеличение ставок акцизов на топливо, которые зачисляют в региональные дорожные фонды. В следующем году это дополнительно даст фондам 70 млрд рублей, сказал Соколов. Среди других источников финансирования - система взимания платы с грузовиков за вред федеральным трассам с ноября следующего года. Это будет давать каждый год на нужды отрасли дополнительные 50 млрд рублей.