Совсем недавно министр культуры РФ Владимир Мединский посетовал, что в России в 2014 году в период с августа по октябрь не вышло ни одного значимого отечественного фильма. "А в конце года у нас начнется битва самих с собой - "Елок" с "Елками", - резюмировал Мединский. Отчасти это верно. Количество выпущенных лент резко превосходит качество. Среди провальных лент 2014 года - биографическая картина "Шагал - Малевич", "Трудно быть богом" Алексея Германа-старшего, черно-белый детектив Станислава Говорухина Weekend, ремейк "Кавказской пленницы" и экранизация повести Прилепина "Восьмерка".
Одним лентам не хватило рекламы, других подвел сценарий, третьих не спасло присутствие в титрах известных российских звезд. Кроме того, среди релизов 2014 года нет жанрового разнообразия. Нет крепких мелодрам, а приключенческие истории российским кинематографистам не слишком удаются. С ремейком "Кавказской пленницы" все было ясно заранее: сделать что-то подобное хиту Гайдая сегодня вряд ли кому-то под силу. Тем более что создатели ленты пошли самым простым путем: сюжет советского фильма покадрово пересняли заново. "Солнечный удар" при бюджете $21 млн собрал в прокате всего $1 693 797. Вероятно, против него сыграла не слишком внятная пиар-кампания. А после показа фильма на телевидении зритель и вовсе не пошел за ним в кино. Как оказалось, зря.
Черно-белый детектив Станислава Говорухина Weekend по мотивам романа Ноэля Калефа "Лифт на эшафот" принес создателям беспомощные $83 515. Автор этих строк смотрел фильм не на пресс-показе, а на обычном киносеансе. Пятый день проката, один из самых популярных московских кинотеатров, вечер - в зале присутствовали всего шесть человек. И даже исполнители главных ролей Максим Матвеев и Виктор Сухоруков, стопроцентные звезды, не помогли изменить ситуацию в лучшую сторону. Причина провала - слабый сценарий.
Среди счастливых обладателей большой кассы - "Вий", честно соревновавшийся с голливудскими блокбастерами и собравший в прокате чуть меньше "Малефисенты" с Анджелиной Джоли в главной роли, "Любовь в большом городе 3", "Горько 2". "Друзья друзей", "Быстрее, чем кролики" вышли в прокат в январские праздники, когда зритель массово шел в кино. И это явно пошло им на пользу.
Эксперты уверены: российское кино в этом году крепко держало оборону против голливудского. Ведь говорить о честной конкуренции между российскими картинами и голливудскими не приходится из-за того, что в России слишком мало кинозалов (3700 против 40 тыс., к примеру, в Европе). Сейчас репертуар почти всех российских кинотеатров строится так: арт-хаус, мелодрама встает в сетке на неудобное время - всего 3-4 сеанса в день. Блокбастер из Голливуда - минимум десять сеансов за день в любое время. Если бы кинотеатров было больше, цены на билеты были бы ниже, то у зрителя появился выбор. Сейчас между голливудским блокбастером и российской новинкой он выбирает первое, по-прежнему испытывая недоверие к российским творениям, боясь потратить 400-600 руб. и увидеть слабое кино.