Причина такой загадочности - миф о его полной засекреченности, а оттого и недоступности для простых, так сказать, посетителей. Мол, здесь хранятся, во-первых, несметные сокровища, конфискованные у преступников, и, во-вторых, страшные тайны, в том числе и государственные, в которые можно посвящать лишь избранных.
Начальник музея, полковник внутренней службы Андрей Белодуб, объяснил, что музей открыт для всех - на то он и музей. А все остальное - правда: есть и ценности, есть и тайны. Главные ценности - удостоверения и гимнастерки сотрудников, пробитые пулями. А тайны - так ведь в них вся и загвоздка.
Действительно, одиночных посетителей в музей не пускают. Только группами, желательно не менее 10 человек. Цена на всех символическая - тысяча рублей. Дело в том, что без экскурсовода попавший сюда человек просто ничего не поймет, бессмысленно потратит время. Это не Эрмитаж или, скажем, Третьяковка, где можно задумчиво постоять у полотна кисти великого мастера. И все понятно. Здесь же каждый предмет имеет свою непростую, в буквальном смысле детективную, историю. И выставлен этот экспонат неслучайно - он выбран из десятков таких же не менее интересных, но оставленных в запасниках. Ведь все, что имеется в музее, в 25 залах разместить невозможно. А случайный человек просто не поймет, на что смотрит.
Скажем, откуда взялся в экспозиции самовар самого Распутина? Оказывается, он был конфискован у одного советского чиновника-коррупционера. Или, например, что это за кандалы? Выясняется, что был такой добрый доктор Гааз, который из человеколюбия смастерил облегченные оковы для заключенных. Есть лапти, которые в Гражданскую войну выдавались милиционерам вместо сапог. И даже конная пролетка для сельских участковых. Сейчас им положена "Нива" или "УАЗ".
Очень любопытна коллекция самодельного оружия, изъятого у бандитов и криминальных умельцев. Здесь все: от примитивных заточек и финок до высокотехнологичных пистолетов-пулеметов. Особый интерес вызывает автомат, сделанный братьями Толстопятовыми. Любопытно, что они изобрели собственный калибр и сами делали патроны почти в промышленном количестве.
С некоторыми экспонатами связаны и курьезные истории. Однажды к начальнику музея обратилась некая дама с просьбой посмотреть экспонаты, связанные с ее уже покойным мужем. Разумеется, Андрей Германович согласился, лихорадочно вспоминая, где же хранятся вещи и документы героя. Оказалось, речь идет вовсе не о герое, а о знаменитом в советское время фальшивомонетчике Баранове, чьи "четвертные билеты" почти не отличались от настоящих. Изготовленный им станок занимает достойное место в экспозиции. И это при том, что сам умелец не имел и трехлетнего школьного образования.
В музее в натуральную величину можно увидеть тюремную камеру. За дверью к этой камере полковник Белодуб ездил лично в одну из колоний. Весит она четверть тонны. По приказу начальника колонии сотрудники сняли ее с пустующей камеры и, тяжело отдуваясь, вполголоса матерясь, понесли к машине. Но начальник из окна кабинета заметил, что дверь имеет непрезентабельный вид - какая-то обшарпанная и грязная. Поменять, потребовал начальник, ведь на нее вся Россия смотреть будет!
Удивил стенд, посвященный московскому участковому Николаю Павловичу Калькину. Подполковник однажды задержал уличного грабителя, вырывавшего у женщин сумочки. Он его догнал, скрутил и передал подоспевшим сотрудникам. Казалось бы, обычная работа, вот только грабитель - 30-летний мастер спорта по футболу, а Калькину на тот момент было 67 лет.
Есть зал, где выставлены образцы полицейской формы почти всех стран. Есть зал, где собраны подарки гостей, в том числе и иностранных. Например, портрет вождя никарагуанских революционеров Аугусто Сандино. Пикантность в том, что картина изготовлена из кусков обшивки американского вертолета, сбитого повстанцами над джунглями. Гости из США недовольно морщатся, видя это панно. Поэтому из политкорректности надпись под экспонатом умалчивает о происхождении материала.
А другой подарок вызвал настоящий переполох в музее. Одна из бывших союзных республик преподнесла великолепный натурный сюжет - орел, терзающий барсука. Но через несколько лет из чучела барсука полезли, извините, черви - что-то там внутри прогнило. К счастью, "экологическую катастрофу" своевременно заметили служащие музея, успели выбросить всю конструкцию из окна во двор, где тут же и сожгли. Представляете, какой ужас испытал полковник Белодуб, глядя на любовно собранную, в том числе им лично, коллекцию формы, документов, знамен?
Поэтому, чтобы посетитель зря не тратил время, ему обязательно нужен экскурсовод. Вот руководство музея и предлагает: собирайте группу - и добро пожаловать, все покажем, обо всем расскажем.