Новости

11.12.2014 05:32
Рубрика: Экономика

Автобусный бунт

Перевозчикам областного центра не дали на треть повысить цены на проезд
Повышение стоимости проезда в общественном транспорте двух городов Сахалина стало причиной конфликта между перевозчиками и муниципалитетами. Третьей стороной оказались сами островитяне, которые бурно отреагировали на известие о росте цены на автобусный билет.

Первый день зимы в областном центре горожане встречали, толпясь на остановках. Около трети маршрутных автобусов в Южно-Сахалинске поспешили ретироваться с линий после того, как между водителями и пассажирами разгорелись ожесточенные споры.

В портовом городе Холмске в этот день автобусники и вовсе объявили забастовку, отказавшись покидать парк либо курсируя по маршрутам без остановок.

О намерении повысить цену проезда более чем на 30 процентов - с 15 до 21 рубля - перевозчики заявили накануне. Однако озвученная ими новая стоимость не была подкреплена никакими официальными документами. Устанавливать тарифы на пассажирские перевозки в области уполномочен только один орган - Региональная энергетическая комиссия.

Представители РЭК в свою очередь заверили, что ни один из предпринимателей не обращался в организацию с бумагами, которые доказывали бы необходимость изменения действующего тарифа. Следовательно, самовольное повышение цены на билет попросту незаконно. С этим согласилась городская администрация, пригрозив применить к "мятежникам" санкции.

У перевозчиков же свои резоны. Последний раз стоимость проезда в Южно-Сахалинске увеличилась три года назад, с 14 до 15 рублей. Никаких протестов такой шаг не вызвал. Наоборот, горожане шутили, что считать сдачу теперь стало намного удобнее. В то же время цены на топливо с 2011 года выросли в среднем на 13-14 рублей за литр.

После конфликтов с пассажирами из-за повышения стоимости проезда водители маршруток предпочли сойти с линий и отправиться в парк.

- Нынешние тарифы на перевозки занижены в несколько раз. Мы подали заявление в прокуратуру на Региональную энергетическую комиссию за несправедливое определение размера тарифа, - сообщил журналистам частный предприниматель Алексей Юн, посетовав, что его бизнес давно перестал быть рентабельным, а при сохранении нынешних показателей весь автопарк полностью встанет еще до конца года.

Муниципалитет Южно-Сахалинска предложил перевозчикам-частникам искать выход из сложившегося положения вместе. На встрече с предпринимателями мэр областного центра выслушал их претензии и предложил разработать план по экономической поддержке бизнесменов. В ответ те должны были согласиться с требованиями администрации и не повышать тарифы по своему усмотрению. Кроме того, желаемая сумма в 21 рубль за билет так и не получила внятного экономического обоснования. Несмотря на договоренности, часть перевозчиков все же решила сражаться до конца. Именно их попытки брать с сахалинцев больше денег привели к множеству конфликтов между пассажирами и водителями. Тогда-то последние предпочли сойти с маршрута и отправиться в парк.

Этот эпизод привлек внимание городской прокуратуры. Начались проверки, в результате которых несколько водителей были оштрафованы на суммы до 50 тысяч рублей.

- Мы не допустим повторения беспредела 1990-х годов. Все должно быть в рамках законодательства. Если понадобится, будем выходить в рейды с сотрудниками полиции ежедневно, - заявил заместитель прокурора Южно-Сахалинска Алексей Кабаков. Предпринимателю Алексею Юну, который активнее всего выступал за повышение стоимости проезда, сейчас и вовсе грозит расторжение муниципального контракта на перевозки. Если это произойдет, то пять маршрутов городского и пригородного сообщения временно останутся без оператора. А на освободившиеся направления до проведения конкурса выйдет временный подрядчик.

На днях Региональная энергетическая комиссия сообщила о проекте, предусматривающем увеличение стоимости проезда в пассажирских автобусах. Документ был передан на рассмотрение в областное правительство. После его одобрения билет в автобусах Южно-Сахалинска подорожал до 17 рублей.

Кстати, в РЭК отметили, что тариф был бы выше, если бы перевозчики подготовили соответствующие расчеты.

Самих сахалинцев волнует не только повышение цен, но и текущее состояние общественного транспорта в городе. Во-первых, автопарки частников заметно изношены. Испорченные сидения и заедающие автоматические двери стали скорее нормой, чем исключением. Ездить в таких автобусах некомфортно и небезопасно. Во-вторых, водители - мигранты из стран ближнего зарубежья - часто нарушают правила дорожного движения и допускают опасные маневры. Были случаи серьезных аварий. Кроме этого, общественный транспорт прекращает движение довольно рано, поэтому уехать куда-либо после девяти вечера - большая проблема. Наконец, самих автобусов просто не хватает, и граждане вынуждены ездить стоя в неприспособленных для этого "Газелях", жертвуя удобством и рискуя здоровьем.

К разочарованию островитян, произошедшее подорожание билетов пока не подразумевает решения ни одной из описанных проблем.

Между тем

В Хабаровске проезд в автобусах малой вместимости стал дороже с середины октября. Его стоимость повысилась с 18 до 24 рублей, а на некоторых линиях и до 30. Также в хабаровских маршрутках теперь запрещено стоять во время поездки. При этом цена билетов в обычных автобусах не изменилась.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Сахалинская область Южно-Сахалинск