11.12.2014 17:40
    Поделиться

    В Нижнем Новгороде возродили изготовление народных кукол

    Почему самодельные тряпичные фигурки нельзя брать ради забав и развлечений
    Пеленашка, Лихоманка, Желанница, Подорожница, а еще Акила-огуречник...

    Это не заговор и не названия народных праздников, а имена кукол. Их изготовление - целое искусство, познакомившись с которым однажды, полюбишь его всей душой и навсегда. Тем более что народная кукла - это не детская игрушка, а важнейший инструмент для решения многих жизненных ситуаций.

    Нижегородка Людмила Козлова увлеклась созданием народных кукол четыре года назад, когда вышла на пенсию. Получилось это, можно сказать, случайно, но, как это часто бывает, случай стал судьбоносным.

    - Я решила заняться печворком - лоскутным шитьем, - вспоминает Людмила Николаевна. - Но когда пришла в студию, оказалось, что немного опоздала - группа уже занималась какое-то время, люди знали приемы, терминологию. И тогда мне предложили попробовать сделать народную куклу. Помню самую первую: это был ангел. Сложно он дался, но мне понравилось.

    Сейчас Людмила Козлова не только совершенствуется в искусстве изготовления народной куклы, но и учит этой премудрости других: вместе с подругой проводит мастер-классы, участвует в фольклорных выставках и ярмарках. Из простого увлечения народная кукла превратилась в настоящее дело жизни.

    Людмила Николаевна рассказала корреспонденту "РГ", какими бывают народные куклы и можно ли их сделать самостоятельно вместе с детьми, не имея специальных навыков.

    Зайчик на пальчик

    По словам Людмилы Козловой, кукла возникла на Руси больше тысячи лет назад. Она была накрепко вплетена в повседневную жизнь, являясь самым настоящим инструментом решения множества бытовых задач. В русском доме могли находиться десятки разных кукол.

    - Куклы были в основном обрядовые, обереговые, - рассказывает мастер. - Но для детей делали и игровые, например зайчик на пальчик, чтобы малыш развивал кулачок. Различались фигурки и по размеру: с пальчик, с ладонь, с локоть. Самые древние куклы - зольные, то есть наполненные золой. Куклы-скрутки - этакий колокольчик из тряпочек, а "столбушки" отличались тем, что их основой могло служить, например, туго скрученное валиком полотенце.

    Настоящая народная кукла делается в один присест. То есть приступила мастерица к созданию - пока не закончит, не встанет. Обязательно с чистыми руками и хорошим настроением. Иголка для создания куклы была не нужна. Разве что богато расшить наряд, если того требует ситуация.

    Важнейшая деталь - отсутствие прорисованного лица. Люди верили, что как только у куклы появляются глаза - значит появляется и душа, в которую может вселиться что-то нехорошее. Если отбросить мистику, то подобная безликая куколка, подаренная ребенку, отлично развивала воображение в отличие от современных игрушек, где продумана каждая деталь.

    Девочке, девушке, женщине

    Кукла рождалась вместе с человеком и сопровождала его буквально всю жизнь вплоть до ухода в мир иной. Одна из первых игрушек малыша - "пеленашка". Скрученное валиком полотенчико, завернутое в кусочек чистой ткани, сверху - платочек и пеленка. Вот и получается тряпочный младенчик, который лежит вместе с ребенком в колыбели.

    - В три-четыре года внучка вместе с бабушкой делала свою первую куколку - для мамы, - продолжает Людмила Николаевна. - Она называлась "отдарок на подарок". Эту куклу можно сделать дома вместе со своим ребенком: скрутить из ветоши шарик, обмотать его нитками - получится голова. Накинуть на шарик квадратный кусочек ситца, под шариком связать ниточкой - вот уже голова обзавелась туловищем. Краешки ткани по бокам свяжем ниточками - получатся руки. На голову можно накинуть платочек - это уже как подскажет фантазия.

    К 11 годам девочка становилась настоящей помощницей для мамы - умела готовить, рукодельничать. И тогда она изготавливала куклу "на выхвалку". Если получалось хорошо - мастерицу пускали в общество взрослых девушек. А мать ставила в окно другую куклу - "платочницу", чтобы все видели: в доме подрастает невеста.

    К свадьбе делалась кукла "красота", с ударением на первый слог. Она ставилась на свадебный пирог, будучи украшением и оберегом: красавицу-невесту такая кукла защищала от сглаза. Будущая свекровь делала молодым кукол-неразлучников: у двух фигурок была одна общая рука. На свадьбе куколки вешались под дугу лошади, а затем хранились в семье всю жизнь. Теща же в свою очередь делала куклу "Материнское благословение". К подолу ее платья пришивались фигурки молодых, которые мать затем отрезала и отдавала дочери и будущему зятю. Кстати, есть версия, что именно отсюда произошло выражение "отрезанный ломоть".

    Гости на свадьбе дарили молодым куклу "зерновушку" с крупой внутри. Такая фигурка хранилась в каждой семье для достатка в доме. Другим популярным подарком могла стать "десятиручка": будущая хозяйка должна все успевать по дому.

    Становясь женой и матерью, женщина не переставала "играть в куклы". Для мужа, отправлявшегося на заработки, любящая супруга делала "подорожницу" - куклу, внутрь которой насыпалась земля с родного огорода. Чтобы любая поездка закончилась благополучным возвращением домой. На Аграфену-купальницу изготавливали куклу-русалку, которой проговаривались все возможные несчастья и беды, а потом вместе с куклой пускали невзгоды по реке подальше от дома. Шили также "Акилу-огуречника" - весьма функциональную куклу, наполненную горчичным зерном. Ее клали в бочку с соленьями, чтобы там не заводилась плесень.

    Посмотреть и научиться

    В каждом регионе кукла имела свои особенности. Нижегородская народная кукла - в круглом сарафане. Кукла эрзя - в длинном белом платье, расшитом красным бисером, фартуке, богато украшенном тесьмой, остроконечной шапочке. Чувашская кукла отличалась обилием металлических украшений.

    - Сейчас куклы в народных костюмах, случается, шьем на заказ. Вот недавно делали для детского сада. А вообще строгих правил для изготовления кукол - каких-то лекал, стандартов - нет. Есть общее направление, которого придерживаешься, а дальше - свободное творчество, - рассказывает Людмила Николаевна.

    По ее словам, искусство изготовления народных кукол сейчас пользуется все большей популярностью. Это не только красиво, но и функционально: дети развивают мелкую моторику, взрослые отдыхают душой.

    - Иногда нас даже приглашают на корпоративы - сотрудникам некоторых коллективов очень нравится делать народные куклы. Проводим занятия в школах, участвуем в различных этнокультурных проектах, помогаем оформить экспозиции для музеев и выставок, - говорит мастер.

    К слову, к Рождеству выставку народных кукол можно будет увидеть в музее Добролюбова, дважды в год они проводятся в музее Московского района, там же можно записаться и на мастер-классы Людмилы Козловой - ее уроки бесплатные.

    Комментарии

    Татьяна Заплавных, член Союза художников, преподаватель факультета дизайна Нижегородского педагогического университета им. Минина:

    - Куклы всегда были неотъемлемой частью народного быта на Руси. Они делались по самым разным поводам. Это искусство возникло в дохристианскую эпоху и, как считается, берет свое начало в Древнем Египте. Но я думаю, что кукла существует ровно столько, сколько существует человечество. Мы со студентами изучаем это искусство и что-то пытаемся сделать самостоятельно.

    Андрей Алешкин, художник, профессор кафедры искусства интерьера архитектурно-строительного факультета МГУ им. Огарева:

    - У многих народов традиция изготовления кукол идет от древнего культа предков. Ханты и манси, например, и сегодня делают куклы не ради забавы, а с конкретной целью. Безликие куклы символизируют хранилище души ушедших предков, такими куклами не играют, не балуются. Они - как памятники на кладбище, как фигурки предков, у которых можно попросить что-то для земной жизни.

    Поделиться