Александринский театр представил спектакль "Шум"

Александринский театр представил очередную премьеру сезона - на новой сцене показали спектакль "Шум" Михаила Патласова. Документальная постановка превратилась в полноценное исследование: сфокусировавшись на реальной ситуации, режиссер пытается ответить на глобальные вопросы времени, человеческой психологии, вины. Пусть ценой зрительской боли, но ему это удается.

Трагедия случилась в 2008 году. В одном из маленьких поселков Челябинской области четырнадцатилетний парень убил своего одноклассника из-за пустяка - тот измазал его чернилами. Сначала оскорбленный школьник предложил обидчику облиться краской в знак извинения, но тот, конечно, отказался. Следом незамедлительно последовали два оглушительных выстрела из обреза. Раненый умер не сразу - с развороченной грудной клеткой он какое-то время бежал и только потом упал навзничь. Перевернула его мама, когда уже подоспел наряд полиции. Как позже оказалось, выстреливший был чрезмерно увлечен компьютерными играми, кроме того, обследование выявило у него серьезные психические расстройства. По решению суда подростка поместили на принудительное лечение.

В свое время эта история получила большой резонанс - об убийстве писали газеты, происшествие обсуждали на ведущих каналах страны. А в 2011 году драматург Елена Бондаренко написала первый вариант сценария, который был показан в Театре.doc. Для постановки в Александринке создали новую редакцию "Шума". Спектакль дополнили сложными эффектами: видеопроекция создает эффект нахождения внутри компьютерной игры, а из киноиндустрии в постановку привнесли объемный звук. Кроме того, перед началом работы Михаил Патласов сам побывал в поселке, где происходили описанные события, и обошел места, где произошла трагедия.

- Я поехал туда, на место убийства, надел на голову камеру GoPro и пробежал тот путь, те двести метров, которые бежал тот самый школьник, в которого выстрелил главный герой. Это произвело на меня большое впечатление - тут парень умер, а я с камерой бегаю, спектакль ставлю, - вспоминает режиссер.

Чтобы аккуратно поставить такую эмоциональную постановку, режиссеру действительно пришлось набраться "отстраненности". Патласов не принимает ничью сторону, он лишь транслирует через героев информацию о произошедшем - вот так говорит мать убитого, вот так рассказывает следователь, вот так вспоминает друг "стрелка". Это все реальные монологи, сдобренные разговорным сумбуром, вроде "че" и "как-бы". При всей психологической запутанности истории режиссеру удается ответить на главный вопрос - кто виноват? Озвучивать ответ на сцене не приходится.

Виноваты все и никто. Отец, который выкинул кровать сына и на ее месте стал разводить червей. Друзья, которые не интересовались жизнью товарища. Поселок, где все пьют и происходит лишь криминал. Время, когда каждый сам по себе. Жизнь.

Вы когда-нибудь слышали выстрел охотничьего ружья? От этого звука человек на какое-то время глохнет

Выходит, дело не только в конкретном подростке. Большинство зрителей к такому открытию не готовы. Многие из них ближе к развязке плачут. Заслуживают ли они этого? Нужно ли переносить эту живую, настоящую боль в театр? У режиссера готов ответ и на этот вопрос - только если боль перерастает в исцеление и помогает разобраться в своих отношениях с жизнью.

- Вы когда-нибудь слышали выстрел охотничьего ружья? От этого звука человек на какое-то время глохнет, у него в голове звон и ничего не слышно, только шум. Мне хочется, чтобы у зрителя возникло похожее ощущение - как шум после выстрела, - объяснил Патласов.