Поводом к проверке конституционности статьи 159.4 УК РФ послужило обращение Салехардского горсуда, в производстве которого находится дело Сергея Слепцова. Бизнесмен-мошенник заключал договоры на поставку стройматериалов и домокомплектов, заранее не собираясь их исполнять. Сумма ущерба составила 7,5 миллиона рублей, что согласно статье 159 УК РФ считается "особо крупным размером", то есть отягчающим составом преступления.
Однако за время следствия в УК были внесены уточнения, и дело Слепцова стало преступлением средней тяжести. Наказание за него мягче, срок давности меньше - пока суд да дело, преступник может выйти сухим из воды.
По данным судьи Яковлева, с момента вступления в силу оспариваемого положения в Салехарде разбиралось шесть подобных случаев, и все уголовные преследования были прекращены за истечением срока давности.
Представитель Генпрокуратуры РФ в КС Татьяна Васильева на слушаниях по данному делу прямо назвала статью 159.4 УК РФ "привилегированной".
- Очевидно льготное положение предпринимателей, хотя это такое же хищение или приобретение права на чужое имущество, как и в статье 159 УК РФ "мошенничество", - отметила она. - Поэтому у нас имеются обоснованные сомнения в равном доступе к правосудию.
Конституционный суд сравнил "старую" и "новую" статьи УК за мошенничество и нашел в них нарушение целого ряда статей Конституции РФ. В первую очередь, это нарушение принципа равенства перед законом и судом, а также равного доступа к правосудию. Сама по себе конкретизация преступления в определенной сфере не противоречит Основному закону страны, однако статья 159.4 УК РФ не соответствует положениям статей 19, 46 и 55 Конституции РФ в той мере, в которой устанавливает несоразмерность опасности преступления и наказания. То есть позволяет относить мошенничество в сфере предпринимательской деятельности к преступлениям средней тяжести, в то время как значительно меньший ущерб, причиненный по общеуголовной статье, оценивается как тяжкий. Кроме того, статья 159.4 не содержит квалифицирующих признаков, отягчающих вину: групповой состав преступления, использование служебного положения - и не позволяет оценить значительность ущерба, нанесенного пострадавшим. На устранение выявленных противоречий КС РФ отвел полгода. Если в течение шести месяцев федеральный законодатель не внесет в УК РФ соответствующие изменения, то положения статьи 159.4 УК РФ утрачивают силу, говорится в постановлении КС РФ.
Валерий Зорькин, председатель КС РФ:
- КС РФ одобрил усилия законодательства по защите предпринимательства в нашей стране. Но если договор не исполняется - то в силу объективных или субъективных причин? Возможно, неисполнение договора - это форма, в которую облечено уголовное деяние, хищение имущества или права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Постановление КС не исключает права законодателя вводить специальный состав мошенничества, мы и не думали "кошмарить бизнес". Но нужно четко разграничить, где есть гражданско-правовой договор, а где он является прикрытием для уголовного преступления. Законодателю необходимо четко это разграничить.