Победителем в номинации "Проект года" (40 000 евро) стал Павел Пепперштейн с серией "Святая политика". В номинации "Молодой художник. Проект года" (10 000 евро) премию получил Альберт Солдатов за проект "Бальтус". В новой номинации "Научная работа. История и теория современного искусства", появившейся в этом году, чтобы поддержать исследователей современного искусства, премию получил Михаил Ямпольский за книгу "Живописный гнозис" (работа будет издана на английском).
Павел Пепперштейн, концептуалист младшего призыва и автор романа "Мифогенная любовь каст" (вместе с Сергеем Ануфриевым), вошел в шорт-лист Премии Кандинского нынешнего года с серией "Святая политика". В новой серии художник конструирует взгляд психоаналитика на инфантильное сознание общества. Разумеется, художественными средствами. Что требуется от пациента доктора Фрейда? Правильно: расположиться на кушетке и погрузиться в детские воспоминания, чтобы найти причину нынешних неурядиц в детской травме. Вернуться в прошлое, чтобы исправить настоящее. Неудивительно, что герой абсурдистских сновидческих картинок - печальный мальчик, мечтающий о войне как способе избавления от суицида. Название серии "Святая политика" рифмуется, похоже, с репликой "Святая простота!", которую по легенде сказал Ян Гус, отправленный на костер святейшей инквизицией, когда богобоязненная старушка решила подкинуть хворост в его костер. Фраза, аккуратно выписанная разноцветными букв на полях "детских" рисунков: "Интернет это плохо а ядерное оружие это хорошо" (без запятых, конечно!) - выглядит изящным напоминанием о том, как далеко может завести простодушие.
Соперниками "Святой политики" Павла Пепперштейна в шорт-листе были инсталляция Ирины Кориной "Припев" и фотографическая серия Masters/Servants выпускницы Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Лилии Ли-ми-ян. Ирина Корина обыграла востребованный образ современности как "праздника жизни". Как всегда, у нее пространство превращается в персонажа. Декорация - в диагноз. Осыпавшаяся елка и опустевшие витрины с блестками, раскуроченные гипсокартонные потолки и забытые игрушки взрослых игр, все эти балдахины, бархатные машинки, блестящие разноцветные костюмы носителей рекламы, похожих на покинутых клоунов шапито, безошибочно узнаваемы. Перед нами "переходная зона", место вечной аренды. Руины праздника жизни и лихорадочный косметический ремонт перед тем, как на витрине появится завлекающее "Мы открылись!". Очевидный мотив "Припева" - "пауза" между одним собственником и другим. Но припев, живущий между куплетами, обещает продолжение праздника. Правда, праздник тут оказывается своего рода товаром, причем ходовым. Он больше не связан ни с домашним уютом, кругом близких, ни с круговоротом природной жизни. Праздник - плод маркетинговых стратегий, нацеленных на тощающий карман потребителя. Поэтому "Припев" служил еще и напоминанием об удачном трюке, о ловкости рук, за которой, конечно же, никакого мошенничества…
Напротив, Лилия Ли-ми-ян предложила взгляд не на публичное пространство, а приватное, закрытое от чужих глаз. Вместо деконструкции метафоры - серия портретов Masters/Servants. Документальная съемка в жанре "портрета в интерьере" запечатлела закрытый мир отношений слуг-хозяев, складывающийся за дверями особняков. Но автора парадных портретов хозяев со слугами интересует фотография не как способ подтверждения социального статуса, а, скорее, как возможность приблизиться к личным историям людей, за которыми проглядывают прихотливые зигзаги истории России. Эти устные истории тем любопытнее, что как раз интерьеры на редкость немного говорят о своих обитателях. Мир вполне гламурный, созданный сообразно советам дорогих дизайнеров и личным пристрастиям, выглядит декорацией, из которой аккуратно вытеснено все, что могло бы невзначай проговориться о прошлом. Фотограф предлагает свой взгляд на новые социальные роли ‘хозяев/слуг’, которые общество предпочитают не акцентировать. Не случайно, в названии использован английский. Он отсылает к мечте об аристократических традициях, которых нет, или по крайней мере к обаянию Вустера и Дживса - персонажей книжек старого доброго Вудхауса и одноименного сериала.
Раньше, комментируя шорт-лист, член жюри Мария Тсантсаноглу, директор Государственного музея современного искусства в Салониках, заметила: "Наш выбор был нелегким. Осуществляя его, мы руководствовались тремя важными аспектами: актуальность, вневременность и удачное использование материала". Сегодня, после объявления лауреатов, можно заметить, что этот нелегкий выбор, сделанный членами жюри, оказался в итоге вполне удачным.
Справка "РГ"
Премия Кандинского вручается в номинациях "Проект года" (40 000 евро), "Молодой художник. Проект года" (10 000 евро). Третья номинация "Научная работа. История и теория современного искусства" появилась только в этом году и призвана поддержать исследователей современного искусства в России. Победителя из претендентов на эту номинацию (в шорт-листе - труды таких уважаемых людей, как Виктор Мизиано, Игорь Чубаров, Михаил Ямпольский) выбирает отдельное жюри, для нее создан научный экспертный совет.
"Проект года"
Ирина Корина "Припев"
Лилия Ли-ми-ян Masters/Servants
Павел Пепперштейн "Святая политика"
"Молодой художник. Проект года"
Елена Рыкова "Зеркало Галадриэль"
Тимофей Радя "Все, что я знаю об уличном искусстве"
Альберт Солдатов "Бальтус"
"Научная работа. История и теория современного искусства"
Виктор Мизиано "Пять лекций о кураторстве"
Игорь Чубаров "Коллективная чувственность: теория и практики левого авангарда"
Михаил Ямпольский "Живописный гнозис"