Новости

12.12.2014 15:27
Рубрика: Общество

В Петербург из США вернут легендарный Як-3

Текст: Дарья Галеева (Санкт-Петербург)

Боевой самолет Як-3, простоявший в частном музее США больше 20 лет, возвращается в Санкт-Петербург по морю. Ожидается, что легендарный истребитель, в ноябре покинувший порт Лос-Анджелеса на американском судне, прибудет в Северную столицу 14 декабря. Но специалисты не исключают, что "приплыть" самолет может и раньше.

Как рассказал начальник отдела информации ОКБ имени А.С. Яковлева Юрий Зацепкин, когда воздушное судно пройдет все необходимые процедуры на таможне Петербурга, его отправят в Москву, где и будет решаться его дальнейшая судьба. Скорее всего, реликвия займет место в одном из российских музеев военной авиации.

- В столице самолет тщательно осмотрят, проверят состояние двигателя. Если будет нужно, отремонтируют, - пояснил Юрий Зацепкин. - В настоящее время истребитель непригоден к полетам, но на нем стоит настоящий двигатель. А вот вооружение у воздушного судна макетное.

В Северо-Западном таможенном управлении сообщили, что декларация на самолет в ведомство еще не поступала.

Напомним, самолет Як-3, произведенный на Саратовском авиационном заводе, во время войны на собственные средства, вырученные от продажи меда, приобрел пчеловод из Саратовской области Ферапонт Головатый. Колхозник торжественно вручил истребитель Герою Советского Союза летчику-асу Борису Еремину, который сбил на нем 14 вражеских машин.

После войны истребителю пришлось "пережить" несколько непростых моментов: сначала он, всеми забытый, стоял в Центральном доме авиации, потом оказался в музее ОКБ имени Яковлева, где его отреставрировали. Оттуда в начале 90-х годов историческую реликвию вывезли в Калифорнию для участия в авиашоу частного музея Санта-Моники, в котором он "застрял" больше чем на 20 лет.

Вернуть судно на Родину много лет пытался и сам летчик Борис Еремин, и ветераны Саратовского авиационного завода, но решить вопрос удалось только сейчас при участии российского МИДа. Единственное условие, которое поставили в США - российская сторона должна была оплатить обратное "путешествие" истребителя из Калифорнии в Петербург.

Кстати, в мире осталось всего два самолета такой модели. Второй хранится в музее авиации Ле Бурже во Франции.

Общество История Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург Вторая мировая война
Добавьте RG.RU 
в избранные источники