12.12.2014 15:03
    Поделиться

    На Кубани детскому омбудсмену за год поступило две тысячи жалоб

    Свыше двух тысяч обращений поступило с начала года в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае. И примерно треть из них касаются конфликтов, связанных с определением места жительства детей при разводе родителей и порядком общения с детьми бывших супругов.

    Истории, которые мы расскажем, разные, а проблема одна: взрослые в своих взаимных обидах забывают об интересах ребенка, психика которого как одуванчик, и нервные срывы для нее сродни порывам ветра, срывающего легкий шарик с тонкого стебля.

    Когда суд не указ

    Вот уже больше года не исполняется решение суда, обязывающего жителя Брюховецкого района вернуть дочь маме, с которой мужчина после бракоразводного процесса делил имущество.

    18 июля 2013 года апелляционным определением Краснодарского краевого суда, подлежащим немедленному исполнению, место жительства девочки было определено по месту жительства ее матери, то есть в Краснодаре. Однако решение так и не исполнено, хотя судебный пристав буквально через несколько дней вынес постановление о возбуждении исполнительного производства.

    Столица Кубани, как оказалось, Брюховецкой не указ, ибо районный суд нынешней весной изменил место жительства ребенка, решив, что ему "будет лучше с отцом". Пришлось вновь вмешиваться краевой Фемиде, признавшей в мае незаконным решение коллег из района. Но воз, увы, и ныне там.

    - Когда приставы пытались исполнить решение суда, бывший супруг по телефону вызывал сотрудников полиции, они тут же являлись и окружали меня, - рассказывает Елена. - На глазах ребенка я стояла среди автоматчиков будто преступница. Дочка говорила заученные фразы, а отец то и дело повторял: "Все, твоя мама арестована". Полицейские ему явно подыгрывали, не хватало только наручников на моих руках. В свое время благодаря именно моим родителям Михаил стал достаточно обеспеченным человеком. А сейчас тратит наши общие деньги на такие дела. Ведь бесплатно, насколько я понимаю, никто помогать не станет...

    Все аргументы отца основаны на том, что дочка, мол, хочет жить с ним. А мать уверена, что он просто использует ребенка в качестве инструмента в тяжбе при разделе имущества. Женщина очень обеспокоена состоянием психики своей девочки.

    Антон вернулся к маме

    Малышом Антошку каждое лето привозили из Мурманска, где он жил с родителями, к бабушке и дедушке в станицу Марьянскую Красноармейского района. Так случилось, что здесь в школе он проучился два года, в течение которых опекунами внука были дедушка и бабушка. Похоже, они не ожидали, что невестке удастся найти выход из сложной ситуации, в которую она попала. Однако молодая женщина, преодолев все преграды, приехала из Мурманска за сыном. И получила от ворот поворот.

    - Я им очень благодарна за то, что взяли на себя заботу о воспитании ребенка, когда сама не могла этого делать в силу сложившихся обстоятельств, - вспоминает Наталья. - К счастью, они изменились. Пыталась объяснить, что сын должен жить с мамой, которую никто не лишал родительских прав. Тогда свекры приложили невероятные усилия, чтобы лишить меня этих прав. И я вынуждена была через суд забирать ребенка.

    Тяжба продолжалась почти год. На одном из заседаний в райсуде мальчик заявил, что не хочет жить с мамой, а выйдя из зала, по сло-вам очевидцев, спросил у деда: "Я все правильно сказал? Как ты учил?"

    "Я стояла среди автоматчиков будто преступница. Дочка говорила заученные фразы, а отец повторял: "Все, твоя мама арестована"

    Точку в затянувшемся споре пришлось ставить краевому суду, определившему место жительства мальчика вместе с мамой в городе Мурманске. Но для выполнения вердикта приставам пришлось прибегнуть чуть ли не к силовой операции.

    По рекомендации Уполномоченного по правам ребенка Мурманской области Антона приняли в кадетскую школу. Хорошо учится, стал победителем нескольких конкурсов. Почетные грамоты и фотографии мама регулярно отправляет в адрес уполномоченных по правам ребенка Мурманской области и Краснодарского края.

    - Без их поддержки вряд ли удалось бы вернуть сына, - признается Наталья. - Они поверили в меня, и я этого никогда не забуду. Очень обидно, что дедушка и бабушка теперь даже не хотят порадоваться успехам внука.

    Граница по судьбе

    Также через большие страдания пришлось пройти 12-летней Тане и 10-летней Ксюше. Девочки родились в США, а теперь живут вместе с бабушкой в Сочи. Вот строчки из обращения Елены Викторовны Калюжной в адрес уполномоченного по правам ребенка.

    "В 1998 году моя дочь Екатерина выехала на учебу в США, в университет штата Арканзас. В 2001 году вышла замуж за гражданина США и родила двоих детей. Обе внучки, кроме американского, с 2004 года имеют и российское гражданство. После семи лет брака муж завел интрижку с молодой американкой, а над дочерью начал издеваться в присутствии детей. Оставив семью без средств к существованию, украл все документы, включая российский паспорт и свидетельства о рождении девочек. Муж и американский суд пытались отнять у Екатерины детей. При содействии МИД России в 2008 году дочери с детьми удалось уехать из США на родину. После перенесенных на чужбине мучений моя Катя тяжело заболела. Она перенесла серьезную операцию и умерла в мае прошлого года. Судьба внучек до сих пор не ясна".

    Бабушка просила помочь внучкам получить свидетельства о рождении российского образца, а ей - в оформлении опекунства над ними. В сентябре 2013 года временную опеку она оформила, однако денежные средства на содержание подопечных не получала, поскольку у них имелся не лишенный родительских прав отец.

    Узнав, что он может забрать их и увезти обратно в Америку, девочки запаниковали. По свидетельству психолога, обе сжимались лишь при упоминании об отце и категорически отказались поддерживать с кровным родственником какие-либо связи. Между тем в управление по вопросам семьи и детства администрации Сочи поступило заявление от гражданина США Ройса Алана Сиглера о готовности содержать и воспитывать своих детей. С тех пор он перечислил на открытый счет 400 долларов, после чего от дальнейшего воспитания и содержания дочерей устранился. Поисками горе-папаши теперь занимаются международные структуры, а бабушка в это время с трудом сводит концы с концами. Благо помогает родительский комитет школы, где учатся девочки.

    Где-то на Ближнем Востоке

    А вот жительница Динского района попала в еще более сложную ситуацию. Ирина с 2008 года состоит в браке с гражданином Сирии. Молодая женщина вместе с сыном жила у матери в райцентре, где муж изредка навещал их. Втайне от Ирины он оформил российское гражданство и загранпаспорт на сына, забрал ребенка и уехал с ним в Сирию.

    А вскоре по телефону сообщил жене, что возвращаться не собирается и посоветовал готовить документы на развод. Ирина в отчаянии: ведь в чужой ей стране идет война. Правда, ей удалось выяснить, что сын находится предположительно в лагере сирийских беженцев в Иордании. Но от этого не легче. Динской районный суд вынес решение об определении постоянного места жительства ребенка вместе с мамой, однако выполнить его просто невозможно.

    Мнение

    Зоя Козлова, Уполномоченный по правам ребенка в Краснодарском крае:

    - Бывшим супругам нужно всегда помнить о том, что, перестав быть мужем и женой, они остаются папой и мамой для ребенка. Но, к сожалению, крайне мало примеров, когда, преодолев взаимные обиды, они остаются друзьями, не травмируя ребенка выяснением отношений и не пытаясь превратить его в союзника во вражде. К нам, как правило, обращаются за помощью, когда все мосты сожжены. Причем не только между бывшими супругами, но и их родителями. Пытаемся убедить их перейти от конфронтации к диалогу, объяснить, что в воспитании детей разведенные супруги должны оставаться союзниками. Иначе ребенку не избежать серьезных психологических травм.

    Если женщина состоит в браке с иностранцем, то ей следует подумать, как оградить совместных детей от того, чтобы их без разрешения вывезли за границу. Механизм прост: заявление подается в пограничную службу. Мама из Динского района этого не сделала, чем и воспользовался отец ребенка. Что касается вступившего в законную силу решения суда, определившего место проживания сына со своей мамой, то выполнить его крайне сложно, поскольку между Россией и Королевством Иордания не существует договора о сотрудничестве либо соглашения по семейным спорам. Но в любом, даже самом сложном случае, этой и другой мамам, которых бывший супруг ралучил с детьми, надо искать выход из сложившейся ситуации.

    Поделиться